Система аспектов формирования УП для целей налогообложения представлена на рис. 6.
Рисунок 6 – Система аспектов формирования УП для целей налогообложения
Техническая сторона УП для целей налогообложения связана:
— с разработкой рабочего плана счетов;
— выбором способа построения учетных регистров внутренней отчетности;
формированием документооборота;
выбором формы НУ;
— проведением инвентаризации имущества и обязательств.
Методическая сторона УП для целей налогообложения связана с определением способов:
— оценки имущества и обязательств;
— определения выручки от реализации продукции (работ, услуг);
— списания производственных запасов;
— ведения аналитического учета расходов;
— начисления амортизации.
Методическая сторона УП для целей налогообложения должна формироваться в разрезе отдельных видов налогов и сборов, в частности:
— по налогу на прибыль;
— по НДС;
— по налогу на имущество предприятий (рис. 7).
Учетная политика предполагает выбор оптимального для конкретной организации варианта ведения НУ из возможных вариантов, предлагаемых законодательными и нормативными актами, определяющими порядок ведения БУ и составления бухгалтерской отчетности. При отсутствии готовых вариантов по кому-либо вопросу НУ организация сама может предложить его, опираясь на методологию Минфина России.
|
|
На выбор варианта УП оказывают влияние многочисленные факторы и условия работы организации, такие как:
— вид деятельности;
— форма собственности (государственная, муниципальная, кооперативная, акционерная, частная и т. д.);
— юридический статус (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью и т. д.);
— уровень концентрации производства (мелкие, средние);
— уровень специализации организации;
— обеспеченность финансовыми ресурсами;
— законы, нормативные акты;
— взаимоотношения с покупателями и заказчиками, поставщиками и подрядчиками, дебиторами и кредиторами, банками;
— отраслевая принадлежность организации;
— структура управления в организации;
— порядок формирования цен;
— инвестиционная политика;
— уровень квалификации работников бухгалтерии и руководства организации.
Рисунок 7 – Методическая сторона УП в разрезе видов налогов
Такой системный подход лежит в основе оптимальной УП.
От нее зависит полнота учета хозяйственных операций и процессов в организации, показатели отчетности. Поэтому учетная политика организации всегда находится в центре внимания всех заинтересованных сторон, внешних (налоговых органов, кредиторов, поставщиков, акционеров и других партнеров по бизнесу) и внутренних (руководителей организации всех уровней) пользователей.
|
|
Учетная политика должна сохраняться в течение длительного времени. Изменить ее можно только в случае очень веских причин:
— изменения законодательства РФ или нормативных актов по бухгалтерскому учету и отчетности;
— реорганизации организации;
разработки организацией новых способов ведения БУ, позволяющих вести учет более качественно (достоверно, минимальными затратами и т. д.);
— существенного изменения условий деятельности (например, смена собственника, изменение видов деятельности и т. д.).
Изменения в учетной политике должны оформляться соответствующим приказом (распоряжением). Они должны вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом утверждения, соответствующим распорядительным документом.