В условиях несовершенной конкуренции фирма обладает определенной властью над ценой. Масштабы контроля над уровнем цены различаются в зависимости от формы несовершенной конкуренции.
Фирма сознательно ищет и устанавливает такой уровень цены, при котором прибыль была бы максимальной. При этом функция спроса является заданной, т. е. предполагается, что фирма не в силах ее изменить. Согласно закону спроса - при росте цены величина спроса (при прочих равных условиях) падает, и, наоборот, при снижении цены величина спроса растет. Следовательно, если фирма в состоянии сознательно повышать цену, то она не в состоянии еще при этом и устанавливать объем спроса.
И если фирма захватила весь рынок, то кривая спроса на ее продукцию - это отраслевая кривая спроса. Следовательно, для того, чтобы продать дополнительное количество продукции, необходимо снизить цену.
Рис. 6. Валовой доход и валовые Рис. 7. Спрос и предельный доход
издержки фирмы-монополиста фирмы-монополиста
|
|
Рис. 8. Равновесие монополии условиях несовершенной конкуренции.
В условиях несовершенной конкуренции равновесие фирмы (т. е. равенство предельных издержек и предельного дохода, или МС = MR) достигается при таком объеме производства, когда средние издержки не достигают своего минимума. Цена при этом выше средних издержек.
При совершенной конкуренции соблюдается равенство
МС = MR = Р = АС
При несовершенной конкуренции:
МR = MC < P > AC