Основные типы рыночных структур

ТЕМА «Теория фирмы».

1. Основные типы рыночных структур.

2. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции.

3. Поведение фирмы в условиях несовершенной конкуренции.

Основные типы рыночных структур.

Неотъемлемой чертой рынка является конкуренция.

Конкуренция – это соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации товаров и услуг: сфера производства, рынки сбыта, источники сырья. Это борьба среди производителей (продавцов), среди покупателей, между продавцами и покупателями.

Основные функции конкуренции:

Ø обеспечение нацеленности производителя на запросы потребителя, без чего нельзя получить прибыль;

Ø стимулирование роста эффективности производства;

дифференциация товаропроизводителей;

Ø формирование пропорций между отраслями народного хозяйства в соответствии со спросом и нормой прибыли;

Ø ликвидация неконкурентоспособных предприятий, их продажа, слияние и т.п.;

Ø стимулирование снижения цен и повышение качества товаров.

Различают совершенную и несовершенную конкуренцию, по методам – ценовую и неценовую.

Совершенная конкуренция характеризуется настолько малым влиянием каждого участника на общую ситуацию, что им можно пренебречь.

Основные признаки совершенной конкуренции:

· множественность продавцов и покупателей;

· однородность выпускаемого продукта;

· отсутствие возможности покупателей и продавцов влиять на цены;

· свобода входа на рынок и выхода из него;

· абсолютная мобильность производительных ресурсов;

· полное знание предпринимателями состояния рынка.

Совершенная конкуренция – абстракция, в жизни имеют место элементы несовершенной конкуренции.

Существуют три основных модели (три модели рынка) несовершенной конкуренции: монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.

Монополия – это крупные фирмы и их объединения, сосредоточившие в своих руках производство и сбыт какого-либо продукта, не имеющего близких заменителей.

Основная причина возникновения монополий – барьеры на входе в рынок, которые не позволяют другим фирмам вступить в конкуренцию с монополистом.

Эти барьеры возникают в следующих случаях:

· ключевым ресурсом производства владеет одна фирма;

· правительство предоставило исключительные права на производство одной фирме;

· издержки производства минимальны при наличии на рынке одного производителя.

Виды монополий:

Естественная монополия - фирма, имеющая в своем распоряжении редкие природные ресурсы или фирма, обеспечивающая рынок товаром или услугой с меньшими издержками, чем две и более конкурентных фирм. Примеры: газпром, водоканал.

Искусственная монополия – фирма, сосредоточившая в своих руках производство и сбыт какого-либо продукта (артель, синдикат, трест, концерн). Запрещено законодательством. Естественные монополии находятся под контролем государства. Для монополий характерны ценовая конкуренция и ценовая дискриминация.

Монополия – крайний случай несовершенной конкуренции. Чаще встречается олигополия (от греч. «олигос» – немногий, «полио» – продаю).

Олигополия – тип рынка, на котором оперирует несколько крупных фирм. Новый способ борьбы – ценовая конкуренция. Основные барьеры для входа на рынок – величина капитала и контроль олигополистов над техникой и технологией.

Предприятия чистой олигополии производят однородный стандартизированный продукт: аллюминий, цемент, хим. продукция и т.д. Дифференцированная олигополия производит разнообразную продукцию одного функционированного назначения: автомобили, электробытовая техника, сигареты.

Монополистическая конкуренция – тип рынка, близкий к совершенной конкуренции.

Основные черты монополистической конкуренции:

· большое число продавцов, ориентированных на одну и ту же группу потребителей;

· дифференциация продукции. Каждый продукт чем-то отличается от продукта конкурента;

· свободный вход на рынок.

Примеры: рынки книг, обуви, стиральных порошков, косметики, мебели, одежды, овощей.

Таблица. Рыночные структуры несовершенной конкуренции

Модели рынка несовершенной конкуренции Количество фирм в отрасли Характер продукции Входные барьеры Контроль над ценой
Чистая монополия Одна фирма (отрасль представлена одной фирмой) Однородная продукция, не имеющая субститутов Высокие Полный
Дуополия Две фирмы Однородная Высокие Частичный
Олигополия Малое количество фирм Однородная или с незначительной дифференциацией Высокие Частичный
Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта Множество фирм Разнородная продукция Низкие Слабый

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: