ТЕМА «Теория фирмы».
1. Основные типы рыночных структур.
2. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции.
3. Поведение фирмы в условиях несовершенной конкуренции.
Основные типы рыночных структур.
Неотъемлемой чертой рынка является конкуренция.
Конкуренция – это соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации товаров и услуг: сфера производства, рынки сбыта, источники сырья. Это борьба среди производителей (продавцов), среди покупателей, между продавцами и покупателями.
Основные функции конкуренции:
Ø обеспечение нацеленности производителя на запросы потребителя, без чего нельзя получить прибыль;
Ø стимулирование роста эффективности производства;
дифференциация товаропроизводителей;
Ø формирование пропорций между отраслями народного хозяйства в соответствии со спросом и нормой прибыли;
Ø ликвидация неконкурентоспособных предприятий, их продажа, слияние и т.п.;
Ø стимулирование снижения цен и повышение качества товаров.
Различают совершенную и несовершенную конкуренцию, по методам – ценовую и неценовую.
Совершенная конкуренция характеризуется настолько малым влиянием каждого участника на общую ситуацию, что им можно пренебречь.
Основные признаки совершенной конкуренции:
· множественность продавцов и покупателей;
· однородность выпускаемого продукта;
· отсутствие возможности покупателей и продавцов влиять на цены;
· свобода входа на рынок и выхода из него;
· абсолютная мобильность производительных ресурсов;
· полное знание предпринимателями состояния рынка.
Совершенная конкуренция – абстракция, в жизни имеют место элементы несовершенной конкуренции.
Существуют три основных модели (три модели рынка) несовершенной конкуренции: монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.
Монополия – это крупные фирмы и их объединения, сосредоточившие в своих руках производство и сбыт какого-либо продукта, не имеющего близких заменителей.
Основная причина возникновения монополий – барьеры на входе в рынок, которые не позволяют другим фирмам вступить в конкуренцию с монополистом.
Эти барьеры возникают в следующих случаях:
· ключевым ресурсом производства владеет одна фирма;
· правительство предоставило исключительные права на производство одной фирме;
· издержки производства минимальны при наличии на рынке одного производителя.
Виды монополий:
Естественная монополия - фирма, имеющая в своем распоряжении редкие природные ресурсы или фирма, обеспечивающая рынок товаром или услугой с меньшими издержками, чем две и более конкурентных фирм. Примеры: газпром, водоканал.
Искусственная монополия – фирма, сосредоточившая в своих руках производство и сбыт какого-либо продукта (артель, синдикат, трест, концерн). Запрещено законодательством. Естественные монополии находятся под контролем государства. Для монополий характерны ценовая конкуренция и ценовая дискриминация.
Монополия – крайний случай несовершенной конкуренции. Чаще встречается олигополия (от греч. «олигос» – немногий, «полио» – продаю).
Олигополия – тип рынка, на котором оперирует несколько крупных фирм. Новый способ борьбы – ценовая конкуренция. Основные барьеры для входа на рынок – величина капитала и контроль олигополистов над техникой и технологией.
Предприятия чистой олигополии производят однородный стандартизированный продукт: аллюминий, цемент, хим. продукция и т.д. Дифференцированная олигополия производит разнообразную продукцию одного функционированного назначения: автомобили, электробытовая техника, сигареты.
Монополистическая конкуренция – тип рынка, близкий к совершенной конкуренции.
Основные черты монополистической конкуренции:
· большое число продавцов, ориентированных на одну и ту же группу потребителей;
· дифференциация продукции. Каждый продукт чем-то отличается от продукта конкурента;
· свободный вход на рынок.
Примеры: рынки книг, обуви, стиральных порошков, косметики, мебели, одежды, овощей.
Таблица. Рыночные структуры несовершенной конкуренции
Модели рынка несовершенной конкуренции | Количество фирм в отрасли | Характер продукции | Входные барьеры | Контроль над ценой |
Чистая монополия | Одна фирма (отрасль представлена одной фирмой) | Однородная продукция, не имеющая субститутов | Высокие | Полный |
Дуополия | Две фирмы | Однородная | Высокие | Частичный |
Олигополия | Малое количество фирм | Однородная или с незначительной дифференциацией | Высокие | Частичный |
Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта | Множество фирм | Разнородная продукция | Низкие | Слабый |