Классификация семей в современной науке

Семья является одним из наиболее древних социальных институтов, т.к. возникла в недрах первобытного общества значительно раньше классов, наций и государств. В процессе исторического развития отношения семьи и общества, семьи и личности систематически изменялись, прежде всего, под воздействием господствующего в данном обществе способа производства, образа жизни и общественных отношений. В современных условиях жизни – переменчивой, стремительной и нестабильной – понятие семьи еще более социализировалось.

В современной науке нет единого определения семьи. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова определяет семью как:

1) группу живущих вместе родственников;

2) единство, объединение людей, сплоченных общими интересами [15, 711].

Большая советская энциклопедия характеризует семью следующим образом: «Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, цели которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственности и взаимопомощью» [2, 244]. Данное определение согласуется с определением Т.А. Куликовой, которая рассматривает семью как малую социально-психологическую группу, члены которой связаны брачными и родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, где социальная необходимость обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Н.Я. Соловьев определяет семью как ячейку (малую социальную группу) общества, важнейшую форму организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.

С философской точки зрения, семья – это вид социальной общности, важнейшая форма организации личностного быта, основанный на супружеском союзе и родственных связях, т.е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство. Социальная роль семьи определяется ее непосредственным участием в воспроизведении самого человека, в продлении человеческого рода [4,148].

С точки зрения психологического содержания, структуры и форм семьи есть исторически изменяющаяся социальная группа, универсальными признаками которой являются: гетеросексуальная связь, система родственных отношений, обеспечение и развитие социальных и индивидуальных качеств личности, осуществление определённой экономической деятельности [9, 12-33].

Большинство отечественных и зарубежных авторов указывают, что опору семьи создают взаимно солидарные родители, которые обеспечивают чувство безопасности для детей.

Социальная сущность семью обусловлена своим двойственным характером. С одной стороны, это социальный институт, с другой – малая социальная группа, имеющая свои закономерности функционирования и развития. Отсюда её зависимость от общественного строя, существующих экономических, политических, религиозных отношений и одновременно – относительная самостоятельность.

Очевидно, что семья, прежде всего, создаётся отношениями «родители-дети», а брак оказывается легитимным признанием тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства или сексуального партнёрства, которые сопровождаются рождением детей. Для более полного понимания сути семьи следует иметь в виду пространственную локализацию семьи – жилище, дом, собственность – и экономическую основу семьи – общесемейную деятельность родителей и детей, выходящую за узкие горизонты быта и основанную на правовом аспекте защиты.

Таким образом, семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержания существование членов семьи на основе социально-правовых аспектов. Наличие таких отношений (т.е. семьи в строгом смысле слова) обнаруживается у подавляющего большинства семей страны. С другой стороны, несемейное население состоит из тех, кто является родителем, но без супружества, либо находится в фактическом или легитимном браке без детей. Следует подчеркнуть, что социология и педагогика семьи уделяет первостепенное внимание выяснению структуры семьи и ее типов, т.е. обращается к классификации семейного понятия.

В современной науке существует множество типологий семьи. Объектом социальной поддержки может стать семья любого типа. Однако степень нуждаемости в социальной поддержке будет различна, как различно и ее конкретное содержание, те виды помощи, в которых нуждаются или могут нуждаться семьи, относящиеся к различному типу.

1) Типология, в основе которой способность семьи решить возникающие перед ней нормативные и ненормативные кризисы.

2) Типология семьи по ее функциональной состоятельности.

3) Типология семьи, учитывающая специфику десоциализирующего влияния, оказываемого семьей на своих членов.

Семьи с прямым десоциализирующим влиянием демонстрируют асоциальное поведение и антиобщественные ориентации, выступая, таким образом, институтами десоциализации. Это криминально-аморальные семьи, в которых преобладают криминальные факторы риска, и асоциально-аморальные семьи, которые характеризуются антиобщественными установками и ориентациями [4; 13].

Семьи с косвенным десоциализирующим влиянием « испытывают затруднения социально-психологического и психолого-педагогического характера, выражающиеся в нарушениях супружеских и детско-родительских отношений. Сюда относятся конфликтные и педагогически несостоятельные семьи» [13, с. 112].

Типология семьи по типу воспитательных ошибок включает в себя:
- семьи с попустительски-снисходительным стилем воспитания;
- семьи с позицией круговой обороны воспитания;
- семьи с демонстративным стилем воспитания;
- семьи с педантично-подозрительным стилем воспитания;

- семьи с жестко-авторитарным стилем воспитания;

- семьи с увещевательным стилем воспитания;

- семьи с отстраненно-равнодушным стилем воспитания;

- семьи с воспитанием по типу «кумир семьи»;

- семьи с непоследовательным стилем воспитания [23,13].

М.А. Галагузовой, Л.В. Мардаханова, Т.И. Шульги и М.В. Шакурова, которые в частности предусматривают выделение четырех категорий семей, различающихся по уровню социальной адаптации от высокого к среднему, низкому и крайне низкому: благополучные семьи, семьи группы риска, неблагополучные семьи, асоциальные семьи. Именно социально-адаптивный аспект и является основой определения функционального потенциала работы специалистов. Представляется важным охарактеризовать каждый из указанных типов семей.

Благополучные семьи успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке специалистов, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах быстро адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития.

Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющих определить их как благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная семья и пр. и снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил, поэтому социальному педагогу необходимо наблюдать за состоянием семьи, имеющимися в ней дезадаптирующими факторами, отслеживать насколько они компенсированы другими положительными характеристиками, и в случае необходимости предложить своевременную помощь.

Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно. Для данного типа семьи необходима активная и обычно продолжительная поддержка социального педагога.

Асоциальные семьи – семьи, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко и состояние которых нуждается в коренных изменениях. В этих семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия. Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также с органами опеки и попечительства [20, с. 55-62].

К сказанному о классификации семей по уровню социальной адаптации следует добавить, что для современной семьи характерным типом семейных отношений можно считать уникальный тип, при котором супруги проживают там, где есть возможность совместного проживания, в том числе снимая жилье в наем. Отсюда и кризисные моменты в развитии семейного института, связанные с неуверенностью в будущем, в частности, с реальной оценкой невозможности выполнения целого ряда функций.

Наконец большинство семей можно классифицировать и по степени их воспитательного воздействия на детей [16, 9]. Так, благоприятным для формирования личности семьи могут явиться полное взаимопонимание, демократический стиль общения. Материальное положение такой семьи, как правило, хорошее. Менее благоприятные условия для развития ребенка и его воспитания представляют семьи с дезорганизованной структурой. Чаще всего это семьи с одним ребенком, неполные, разведенные.

Благоприятно-неустойчивыми считаются семьи, которые оказывают в основном положительное влияние на воспитание детей. Родители любят детей, стремятся создать все условия для их благоприятного развития. Однако нет полного взаимопонимания между взрослыми, поэтому между ними часты конфликты. У родителей, как правило, невысокий уровень общей культуры, недостаточные образование и педагогический потенциал.

Выделяют и нейтральный тип семьи, где преобладает «относительно свободное воспитание», дети чаще всего предоставлены самим себе. Родители заняты только тем, что зарабатывают деньги. В основном это матери-одиночки и разведенные женщины. К этому типу можно отнести также многодетные семьи с ослабленными социально-моральными нормами, с низким культурным уровнем.

Для социально-педагогического понимания проблемы семьи особо важно изучение педагогически несостоятельных семей, часто ошибочно называемых «неблагополучными» [19]. В их основе не финансовая несостоятельность, а неспособность родителей к социально-половому и социально-педагогическому воспитанию. Педагогически несостоятельные и конфликтные семьи не оказывают на детей прямого десоциализирующего влияния. Формирование антиобщественных ориентации у детей происходит потому, что из-за педагогических ошибок, тяжелой морально-психологической атмосферы здесь утрачивается воспитательная роль семьи. Духовные потребности здесь второстепенны. Отсюда неумение разумно организовать жизнедеятельность семьи, нежелание проводить совместно досуг из-за отсутствия культурных запросов со стороны взрослых и слишком разных интересов детей и родителей. Часто это приводит к развитию еще одного типа семьи – криминогенного.

Исходя из освещенных в данном подразделе типов семейных отношений, становится очевидной необходимость дополнительного контакта с семьями – особенно с несостоятельными. Отсюда вытекает важность работы специалистов как с родителями, так и с детьми.

Особой темой исследования является вопрос о том, что представляет собой благополучная семья. Если за основу различения благополучной и неблагополучной семьи взять выполнение функций, то к благополучной семье можно отнести ту, в которой все функции выполняются. В то же время, является ли отсутствие некоторых функций причиной для отнесения семьи к категории неблагополучных и необходимости вмешательства в семью сторонних лиц? По определению Всемирной Организации Здравоохранения Здоровая семья – это семья, не подверженная деструктивному, психологическому и социальному влиянию и способная воспроизводить здоровое поколение.

Признаки здоровой семьи:

- наличие обоих родителей, состоящих в зарегистрированном браке, детей, воспитывающихся на основе преемственности поколений;

- духовно-нравственное благополучие;

- медицинское благополучие;

- отсутствие хронических (неразрешимых) семейных конфликтов;

- удовлетворенность браком, отношениями в нем, в т.ч. и сексуальными;

- единый подход со стороны родителей, бабушек и дедушек;

- здоровый семейный образ жизни.

Если говорить о показателях качества функционирования благополучной семьи, то при этом следует иметь в виду, что критерии благополучия семьи носят комплексный характер, так как отражают, с одной стороны степень удовлетворения потребностей членов семьи, а с другой - степень удовлетворения семьей потребностей общества.

Благополучная семья должна обеспечивать:

- воспроизводство физически здорового и психически полноценного потомства;

- в надлежащей степени воспитание и социализацию подрастающего поколения;

- формирование российского самосознания, гражданственности и преемственность национальных социокультурных ценностей у своих детей;

- эмоциональные и психологически устойчивые отношения, разрешать все семейные конфликты своими силами, не прибегая к помощи социальных служб;

- развитие личности и реализацию личных интересов каждого члена семьи;

- условия для укрепления здоровья и полноценного отдыха всех членов семьи.

При определении уровня благополучия семьи все показатели должны быть достигнуты комплексно, поскольку низкий уровень выполнения любого из них создает возможность нестабильности функционирования семьи.

Показатели благополучия семьи могут выступать в качестве критериев эффективности деятельности региональных социальных структур и служб по работе с семьями. Вопрос о критериях благополучной семьи чрезвычайно важен для любых попыток «влияния на семью», особенно для осуществления процесса социально-педагогического сопровождения молодой семьи, как достаточно протяженного по времени и затрагивающего глубинные слои ее жизнедеятельности.

Проблема эффективности функционирования семьи имеет несколько аспектов рассмотрения. Соответственно благополучие семьи характеризуется разными критериями, которые в различной мере поддаются качественному и количественному измерению.

1. Экономические аспекты благополучия предполагают экономическую самостоятельность семьи, жилищную обеспеченность и уровень дохода на каждого члена семьи не ниже среднедушевого уровня дохода по региону.

2. Демографические аспекты благополучия семьи характеризуют идеальную семью как семью, состоящую из обоих супругов и имеющую детей. По количеству детей предпочтительно, чтобы осуществлялось расширенное воспроизводство населения.

3. Социально-психологические аспекты качества функционирования семьи наиболее многочисленны и наименее поддаются точному измерению. Они раскрываются такими понятиями, как стабильная, активная, равноправная, ответственная, сплоченная, психологически комфортная семья.

4. Социально-педагогические аспекты предполагают педагогическую грамотность супругов, информированность их по всем важным для жизнедеятельности семьи вопросам.

Благополучную семью определяют по следующим критериям:

1) чувство принадлежности всех членов семьи к семейной группе и рассмотрение любых других лиц как посторонних;

2) полная интеграция индивидуальных действий для достижения семейных целей;

3) предположение о том, что земля, деньги, предметы обихода и вещи составляют семейную ценность;

4) обязательство поддерживать членов семьи и оказывать им помощь в случае необходимости;

5) уверенность каждого члена семьи в поддержке со стороны остальных членов семьи в случае нападения посторонних;

6) забота о благополучии семьи;

7) помощь взрослым детям в момент начала и продолжения их экономической активности в соответствии с ожиданиями семьи.

И.В. Гребенников, рассматривая проблемы благополучия семьи, придает большое значение разноплановой совместимости супругов: социальной, психологической, сексуальной и семейно-бытовой. С.В. Ковалев также выделяет совместимость супругов как одно из основных условий стабильности брака, понимая под этим понятием «способность членов группы согласовывать свои действия и оптимизировать взаимоотношения в различных областях и видах совместной деятельности». Он предлагает три основных вида совместимости: психофизиологическую, функционально-ролевую и ценностно-ориентационную.

С учетом других важных условий стабильности брака С. В. Ковалев выстраивает стройную систему факторов семейного благополучия (схема 1).

Факторы семейного благополучия

Внешние объективные факторы - стабильность социальной системы, в которую включена семья, уровень жизни.

Внешние субъективные факторы - сила социального контроля: эффективность правовых и моральных норм, культурных и национальных традиций.

Внутренние объективные факторы - жилищные и материальные условия конкретной семьи.

Внутренние субъективные факторы - межличностные чувства членов семьи, совместимость и удовлетворенность браком.

Обратимся теперь к феномену неблагополучной семьи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: