В современных условиях развития общества проблемы социальной незащищенности человека, семьи становятся наиболее актуальными и первоочередными. Население нашей страны оказалось в крайне сложной ситуации ввиду кризиса в экономике, растущей инфляции, локальных войн и т.д. Больше всего такое положение в обществе отразилось на самых незащищенных его слоях – детях и стариках.
Резкое снижение жизненного уровня семей стало одной из причин асоциального поведения родителей и их нежеланием заниматься воспитанием детей. Можно назвать целый ряд факторов определяющих семейное неблагополучие и влияющих на рост числа детей, лишенных родительской опеки:
- падение жизненного уровня, безработица и низкие доходы семьи, ухудшение условий содержания детей;
- структурные изменения в семьях - увеличивается число неполных семей, а также детей, рожденных вне брака матерями-одиночками или несовершеннолетними матерями, в силу чего растет число отказных детей;
- отсутствие или недостаток в семьях эмоционального, доверительного общения, высокий уровень конфликтности в отношениях между взрослыми членами семьи и в детско-родительских отношениях, неблагоприятный эмоциональный фон в целом, педагогическая некомпетентность родителей и т.д.;
|
|
- падение нравственных устоев семьи, алкоголизм и наркомания родителей, а отсюда - жестокое обращение с детьми, пренебрежение их интересами и потребностями.
Несомненно, что все причины, вызывающие социальное сиротство лишь фиксируют последствия, конечную точку в сложном пути деградации семьи, а следствие этого процесса – нежелание кровных родителей воспитывать своих детей.
Идея о том, что ничто не может заменить ребенку семью, общепринята. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Семейное воспитание имеет ряд несомненных достоинств. К ним следует отнести, благоприятный эмоциональный и морально-психологический климат, атмосфера любви, заботы и поддержки, близость родительского воздействия, духовная связь и преемственность между поколениями, постоянный пример взрослых, нравственное воспитание личности, через усвоение системы ценностей, семейных традиций, стереотипов поведения и общения и т.д. Однако встречаются так называемые неблагополучные семьи, воспитание в которых, как правило, деформирует личностное развитие ребенка.
Вышесказанное свидетельствует о том, что институт современной семьи находится в кризисном состоянии, а это естественно привлекает внимание специалистов из различных областей науки: психологов, педагогов, медиков и ученых других областей. Проблемы современной семьи требуют не только глубокого всестороннего изучения их на теоретическом уровне, но и практического решения на уровне государства, общества и конкретной личности.