Цель: осознание семейных ценностей, гармонизация детско-родительских отношений.
Необходимые материалы: карандаши, фломастеры, мелки, краски, кисти,
стаканчик для воды, журналы, ножницы, клей, бумага.
Работа ведется в системе родители – дети. Ведущий предлагает участникам взять лист ватмана и на нем изобразить свою идеальную семью, в виде планеты, поселяя на нее самых важных персонажей и образы важных семейных ценностей. Например, доброта, отзывчивость, взаимопонимание и т.д. Ведущий напоминает, что эти семейные ценности не сами по себе возникают, а каждый вносит свой вклад в образ вашей настоящей семьи. Кто вносит больший вклад в формирование той или иной ценности.
По окончании задания родители и дети рассказывают о своих картинах.
Упражнение «Копилка»
Цель: осознание семейных ценностей, гармонизация детско-родительских отношений.
Работа ведется в системе родители – дети. Ведущий предлагает каждому участнику или представителю от семьи подарить воображаемую общую копилку какую-нибудь ценность, не материального, а духовного плана. Участники становятся в круг и каждый по очереди показывает ее пантомимой. Остальные должны угадать подарок.
|
|
Заключительная часть
Упражнение «Колодец»
Цель: рефлексия, снятие напряжения.
Родители и дети становятся плотно друг к другу, образуя воображаемый колодец. Ведущий начинает фразу: «Самое важное, что я узнал (а)…» и по кругу каждый из участников тренинга продолжает ее, а остальные изображая эхо повторяют сказанное участником.
Список литературы
1. Бебчук М.А. Системный подход к психологии семьи. Методические материалы для специалистов сферы семейного устройства/ М.А. Бебчук, Е.Б. Жуйкова. – М.: НП «Независимый Институт семьи и демографии», 2009 -108 с.
2. Большая советская энциклопедия/ Под ред. А.М. Прохоренко. – 3-е изд.- М.: Советская энциклопедия, 1976.
3. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. М., 1988.
4. Ганишина И.С. Неблагополучная семья и девиантное поведение несовершеннолетних: Учеб. пособие /И.С. Ганишина, А.И. Ушатиков.- М., 2006 – 288с.
5. Джудит С. Райкус, Рональд С.Хьюз Социально-психологическая помощь семьям и детям группы риска: Практическое пособие: В 4т. Т.II. Планирование и семейно-ориентированная социальная работа. - СПб.: Питер, 2009.
6. Джудит С. Райкус, Рональд С.Хьюз Социально-психологическая помощь семьям и детям группы риска: Практическое пособие: В 4т. Т.III. Развитие и благополучие детей.- М.: Эксмо, 2009.
7. Джудит С. Райкус, Рональд С. Хьюз Социально-психологическая помощь семьям и детям группы риска: Практическое пособие: В 4т. Т.IV. Размещение и стабильные условия жизни.- М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2009.
|
|
8. Дубровина И.В., Фадеева З.Г., Губарева Т.Г. Стили родительского поведения // Завуч.-1998.- № 2.
9. Кожарская В.И., Ослон В.Н. Психосоциальные технологии в работе с
неблагополучной семьей: Учебно-методическое пособие/ПИПКРО. – Пермь, 2004.
10. Макеев Г. А. Семейная жизнь и дети. Волгоград, 1987
11. Методика и опыт работы социального педагога / Под. ред. Л.В. Кузнецовой. - М., 2005.-216 с.
12. Методика и технологии работы социального педагога: учеб. пособие / Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаев. – М.: «Академия», 2006.
13. Мудрик А.В.Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов/Под ред.В.А.Сластенина.-5-е изд., доп.- М.: Издательский центр «Академия», 2005.-200 с.
14. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога/ Р.В. Овчарова.- М.: Сфера, 2002. – 480с.
15. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка/С.И. Ожегов; РАН, Ин-т. Рус. яз. им. В.В. Виноградова, Н.Ю. Шведова. – 4-е изд. – М.: Азбуковник, 1999.
16. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие для студ. Высш. пед. учеб. заведений /Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. – М.: Академия, 2002.
17. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт. М., 1993
18. Сакович Н.А. Психолого-педагогическое сопровождение детей и семей, находящихся в социально опасном положении. – Минск, 2010.
19. Семья. Социально – психологические и этические проблемы: Справочник / Зацепин В. И. И д.р. Киев, 1990
20. Смирнова Е. О., Быкова М. В. Структура и динамика родительского отношения //Вопросы психологии. 2000 № 3
21. Социальная педагогика: Курс лекций /Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М., 2000.-218 с.
22. Справочник социального педагога:5-11кл./Авт.-сост. Т.А.Шишковец.-2-е изд., перераб. и доп. -М.: ВАКО, 2007.-336 с.
23. Столин В. В. Психологические основы семейной терапии // Вопросы психологии. -1982.- №4.
24. Сухогузова И.Г. Социально-педагогическое сопровождение неблагополучных и проблемных семей. //Социальный педагог в школе. - Вып.2/авт.-сост. И.Ю. Фомичёва и др.- Волгоград: Учитель, 2010.-254 с.
25. Терентьева А. В. Особенности развития ребенка в алкогольной семье и возможности реабилитационной работы //Семейная психология и семейная терапия. -1998.- №3.
26. Технологии профилактики семейного неблагополучия: Методическое пособие. – Смоленск, 2010.
27. Ткачева В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений: папа, мама, я - дружная семья. Практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений. - М., 2000.-165 с.
28. Целуйко В. М. Вы и ваши дети. Психология семьи. – Ростов н/Д, 2004
29. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей/В.М. Целуйко. -М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006.-271 с.
30. Шакурова М.В..Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособ. для студ.высш.уч.заведений.-2-е изд. стереотип. -М: Издательский центр «Академия», 2004.-272 с.
31. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей: учеб. пособие. - М.: Дрофа, 2005.
Приложение № 1