Педагогическими системами и требования по их реализации

Основные прин­ципы управления педагогическими системами Требования по реализации принципов в практику
Системность и целостность в управлении Побуждение руководителей иметь ясное представле­ние об образовательном учреждении как о системе, учитывать ее основные признаки (целостность; струк­турность; связь с внешней средой; эмерджентность). Обеспечение взаимодействия и взаимосвязи управ­ленческих функций в деятельности руководителя и педагогического коллектива
Демократизация гуманизация управления педа­гогическими сис­темами Развитие самостоятельности и инициативы руково­дителей, учителей, учащихся и родителей на основе открытости в принятии и обсуждении управленче­ских решений. Выборность руководителей, гласность в управлении на основе доступности информации. Отчетность руководства перед общественностью. Реализация субъект-субъектных отношений
Единство едино­началия и колле­гиальности Преодоление субъективности, авторитаризм а в управ­лении, опора на опыт и знания коллег. Утверждение дисциплины, порядочности, четкое раз­граничение и соблюдение полномочий участников педагогического процесса. Использование единоначалия на тактическом уровне деятельности и коллегиальности — на стратегическом
Рациональное сочетание цен­трализации и де­централизации Исключение дублирования управленческих функ­ций, перегрузки руководителей и исполнителей, разумное администрирование. Недопустимость проявления «игры в демократию», «моды на децентрализацию». Повышение координации действий всех структур­ных подразделений
Объективность и полнота инфор­мации в управле­нии Оптимальный объем информации по всем направ­лениям деятельности. Знание методов сбора, обработки, хранения и ис­пользования информации. Активное использование технических средств ее сбора и обработки, формирование информационных банков данных

Решить задачу — значит, мысленно или письменно пост­роить в виде прогноза ориентировочную основу деятельно­сти и потом осуществить эту деятельность.

При решении психолого-педагогической задачи педагог-психолог выполняет функции управления педагогической системой (см. рис. 1):

— анализирует возникающие ситуации и прежде всего индивидуальные психологические особенности и со­стояния участников ситуации, а также другие компо­ненты системы;

— осознает и формулирует педагогическую задачу как задачу системы;

— разрабатывает программу решения задач системы;

— осуществляет непосредственное управление педагоги­ческой системой в процессе решения задач;

— анализирует результаты решения педагогической задачи и определяет степень достижения поставленных целей.

Реализация функций управления педагогической систе­мой выполняется на основе ряда принципов, которые рас­крыты в табл. 1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: