Основные принципы управления педагогическими системами | Требования по реализации принципов в практику |
Системность и целостность в управлении | Побуждение руководителей иметь ясное представление об образовательном учреждении как о системе, учитывать ее основные признаки (целостность; структурность; связь с внешней средой; эмерджентность). Обеспечение взаимодействия и взаимосвязи управленческих функций в деятельности руководителя и педагогического коллектива |
Демократизация гуманизация управления педагогическими системами | Развитие самостоятельности и инициативы руководителей, учителей, учащихся и родителей на основе открытости в принятии и обсуждении управленческих решений. Выборность руководителей, гласность в управлении на основе доступности информации. Отчетность руководства перед общественностью. Реализация субъект-субъектных отношений |
Единство единоначалия и коллегиальности | Преодоление субъективности, авторитаризм а в управлении, опора на опыт и знания коллег. Утверждение дисциплины, порядочности, четкое разграничение и соблюдение полномочий участников педагогического процесса. Использование единоначалия на тактическом уровне деятельности и коллегиальности — на стратегическом |
Рациональное сочетание централизации и децентрализации | Исключение дублирования управленческих функций, перегрузки руководителей и исполнителей, разумное администрирование. Недопустимость проявления «игры в демократию», «моды на децентрализацию». Повышение координации действий всех структурных подразделений |
Объективность и полнота информации в управлении | Оптимальный объем информации по всем направлениям деятельности. Знание методов сбора, обработки, хранения и использования информации. Активное использование технических средств ее сбора и обработки, формирование информационных банков данных |
Решить задачу — значит, мысленно или письменно построить в виде прогноза ориентировочную основу деятельности и потом осуществить эту деятельность.
При решении психолого-педагогической задачи педагог-психолог выполняет функции управления педагогической системой (см. рис. 1):
— анализирует возникающие ситуации и прежде всего индивидуальные психологические особенности и состояния участников ситуации, а также другие компоненты системы;
— осознает и формулирует педагогическую задачу как задачу системы;
— разрабатывает программу решения задач системы;
— осуществляет непосредственное управление педагогической системой в процессе решения задач;
— анализирует результаты решения педагогической задачи и определяет степень достижения поставленных целей.
Реализация функций управления педагогической системой выполняется на основе ряда принципов, которые раскрыты в табл. 1.