Общие понятия о методе наблюдения

В профессиональной деятельности педагогов-психологов существенное место занимает использование методов, составляющих необходимый инструментарий при решении психолого-педагогических задач. Один из таких методов — метод наблюдения, который позволяет получить важную диагностическую информацию.

Наблюдение — целенаправленное восприятие исследуе­мого объекта для регистрации его сущностных признаков по избранным критериям и показателям.

Наблюдение — процесс сложный: можно смотреть, но не видеть; или смотреть вместе, а видеть разное; смотреть на то, что видели и видят многие, но в отличие от них увидеть новое и т.д. В психологии и педагогике наблюдение превращается в настоящее искусство: тембр голоса, движе­ние глаз, расширение или сужение зрачков, чуть заметные, изменения в общении с окружающими и другие реакции личности, коллектива могут служить признаком целесооб­разности психолого-педагогических выводов. Чем опытнее наблюдатель, тем более точно он оценивает ход педагоги­ческого процесса по конкретным, иногда едва заметным проявлениям. У исследователя вырабатывается специальная система, механизм «чтения» психолого-педагогических яв­лений по их внешним признакам.

Систематичность, планомерность и целеустремленность — характерные черты наблюдения. Главные особенности этого метода:

— связь наблюдателя с объектом наблюдения. Она накла­дывает отпечаток на восприятие наблюдателя психолого-педагогической действительности; на понимание им психолого-педагогических процессов, ситуаций, дей­ствий отдельных индивидов; на интерпретацию наблю­даемых действий, явлений;

- определенная степень эмоциональной окрашенности результатов наблюдения, которая тем выше, чем тес­нее наблюдатель связан с объектом наблюдения. Эта особенность может выступать в качестве источника возможного искажения данных наблюдения;

- существенная зависимость результатов проводимых на­блюдений от условий и их количества. Психолого-педагогические процессы и ситуации могут быть под­вержены воздействию большого числа стохастических факторов и поэтому редко бывают идентичными. Лишь тщательное многократное наблюдение какого-либо пси­холого-педагогического процесса может обеспечить максимальную достоверность полученной информации. Вместе с тем количество проводимых наблюдений не может быть бесконечно большим. Оно должно опреде­ляться в соответствии с заданной величиной возмож­ной ошибки и вероятности, с которой результаты вы­борочного исследования могут быть перенесены на всю генеральную совокупность. Соответствие данных об объекте изучения заданным критериям качества тесно связано с определением способа наблюдения — наилучшего для отбора необходимых сведений.Это, в свою очередь, требует знания классификации метода наблюдения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: