Слово Параматма в переводе с санскрита означает «Сверхдуша». В этом аспекте Абсолютная Истина пронизывает Собой все творение.
Сверхдуша не является полным личностным проявлением Господа (БГ 10.42). Благодаря Ее присутствию поддерживается вселенная, поэтому проявлена эта форма только в материальном мире как Гарбходакашайи Вишну и Кширодакашайи Вишну (БГ 7.4). Её функциями являются:
1. наблюдение за живым существом (упадрашта)
2. санкционирование всех его действий (ануманта) (БГ 13.23).
Параматма занимает нейтральное положение, с ней невозможно установить личностные взаимоотношения, но, сопровождая живое существо, именно она дает ему память, разум, забвение (БГ 15.15) и Она, являясь свидетелем всех поступков и желаний живого существа в прошлом, настоящем и будущем побуждает материальную природу действовать (ШБ 1.2.33,1.17.20).
Хотя в форме Параматмы Господь присутствует в каждом атоме, тем не менее Он един и неделим. Сверхдуша одна (БГ 13.17) (форма Кширодакашайи Вишну), но, пронизывая Собой всю вселенную, Она проявляется в сердце каждого живого существа и в каждом атоме, поддерживая существование вселенной (БГ 9.8). Следует избегать выражений «твоя Параматма» или «моя Параматма», так как Параматма одна единственная.
|
|
Если безличный Брахман по определению непознаваем, то Сверхдушу могут созерцать, находясь в трансе, достигшие совершенства великие йоги-мистики.
Мистическая йога (аштанга-йога) – это процесс, ведущий к осознанию Параматмы (ШБ 5.7.7). По милости Господа, йогу, который с помощью аскезы и физических упражнений полностью подчинил контролю ум и чувства, на стадии самадхи открывается образ Свердуши (БГ 6.20-23; 8.12; ШБ 3.32.27).
Облик Параматмы очень красив, от него исходит ослепительное сияние – брахмаджйоти, или сияние безличного Брахмана, с которым хотят слиться гьяни. Но подлинный йогне имеет желания слиться с этим сиянием. Он просто хочет, не отрываясь, созерцать этот божественный облик. Так ему открываются аспекты cam и чит Абсолюта, то есть вечного бытия и трансцендентного знания. Таким образом, йог, осознавший Параматму, уже автоматически осознает безличный Брахман.
Для йога, созерцающего Параматму, существует опасность отождествить свое существование с Ней (майявади) (БГ 13.23). Поэтому йогдолжен утвердиться в понимании различия души и Сверхдуши (БГ 13.3; ШБ 3.28.43; 3.32.29).
1. Сверхдуша обладает полнотой знания, которое никогда не покрывается и не теряется.
Живое существо обладает знанием, ограниченным его чувствами и умом (БГ 7.26; 5.15-18).
2. Из-за несовершенства чувств (материальных) живое существо склонно ошибаться.
Параматма безупречна и абсолютно совершенна (БГ 5.16; ШИ введение, М-1).
|
|
3. Живое существо по своей природе занимает подчиненное положение и во всем зависит от Сверхдуши. А Сверхдуша (Параматма) является ишварой – владыкой как материальной энергии, так и духовной (пограничной) (БГ 9.8-10; 7.21; 5.15; ШБ 1.2.31).
4. Живое существо знает только свое тело, но даже им оно не управляет. Сверхдуша сопровождает каждую индивидуальную душу и, зная ее желания, именно Она санкционирует преобразования материальной энергии в соответствии с желаниями и прошлой деятельностью живого существа (БГ 5.18; 7.21; 9.10 ком.; 13.3).