double arrow

Бхагаван

Бхагаван Личность Бога является источником как всех энергий, которые в совокупности своей представляют Брахман, так и частичного своего проявления, поддерживающего материальный мир, Параматмы. Поэтому тот, кто осознает Личность Бога, также осознает и Брахман, и Параматму. Но тот, кто видит лишь энергии или нейтральное состояние Абсолюта – Параматму, не знает об их источнике (БГ 2.2. ком.;7.4).

Методом осознания Бхагавана является бхакти чистое преданное служение. Бхагавана можно познать исключительно посредством преданного служения Ему. Обладая всеми чертами личности, Он полностью свободен, то есть Он Сам открывает Себя, по Своему выбору (БГ. 10.11-14; 11.4 ком; 11-52-54). Совершенное преданное служение включает в себя и полное знание, и полное отречение от материи. Но проявляются они благодаря всепоглощающей любви живого существа к Богу (ШБ 3.33.26).

Парашара Муни дает такое определение Бхагавана:

· Бхага богатство, достояние.

· Ван обладать.

Бхагаваном называют Верховную Личность, которая владеет в полном объеме всеми достояниями. Их шесть:

1. богатство

2. сила

3. слава

4. красота

5. знание

6. отрешенность

Живое существо также может иметь все эти качества, но не в полной мере. Это происходит еще и потому, что Личность Бога не статична, Господь увеличивает Свои богатства, знание и силу в каждый последующий момент времени. (БГ 2.2 ком.)

Поскольку познание Брахмана лишено знания о положительных качествах Абсолюта, на которых можно было бы сосредоточить ум, и рассматривает только то, чем Абсолют не является, то осознание Брахмана можно назвать отрицательной Абсолютной Истиной. Таким образом, человеку, медитирующему на Брахман, необходимо только уводить все объекты из поля своего зрения, совершая усилия отречения, отрицания, отказа (ШБ 3.9.21 ком.).

Иногда имперсоналисты могут повторять святые имена или поклоняться Божествам. Но конечной целью они все равно ставят слияние с безличным сиянием Брахмана. Они считают, что занимать чувства нужно только на начальном этапе самоосознания, а совершенством этого пути является сосредоточенность на непознаваемом, бесформенном Абсолюте. (БГ 11.52 ком; 7.24)

Когда йог видит Параматму в своем сердце, он не может иметь с Ней личностные взаимоотношения, поскольку отношения означают служение. Отвергая служение и свое положение слуги, йог не реализует себя как личность, и, в конце концов (даже попав в брахмаджйоти) падает. Но если у йога появляется желание что-то сделать для Параматмы, или даже если он просто восхищается Ее обликом – это уже начало преданности, бхакти. (ШБ 3.25.41)

Кришна – Бхагаван, Личность Бога, для поддержания материального мира проявляет Себя, как Параматма (БГ 7.4). Поскольку Он – Личность, то функции нейтрального надзора и санкционирования в материальном мире исполняет Его частичное воплощение (БГ 13.15, 13.23). Также форма Кришны излучает ослепительное сияние – брахмаджйоти, на которое медитируют гъяни. Часть этого сияния погружена в невежество, которое трансформирует брахмаджйоти в материальную энергию (БГ 13.18, 14.3). За пределы этого невежества и хочет выйти гъяни, чтобы слиться с изначальным светом. Однако и в том и в другом виде – это ни что иное, как энергия Господа. Живое существо, не вошедшее во взаимоотношения с Господом, и свободное от влияния низшей энергии, также является лучезарной искоркой, подобной брахмаджйоти (БГ 13.13). Но, когда оно соединяет свою волю с волей Господа, оно обретает полную духовную форму с развитыми духовными чувствами. Оно также действует как энергия Господа, обладающая свободой выбора, но выбор этот всегда неотличен от желаний Господа (ШБ 3.25.41). Таким образом, Брахман, Параматма и Бхагаван представляют собой всю полноту, нет ничего кроме Абсолютной Истины: Кришны и Его энергий. (БГ 9.19; 17 ком; 9.4 ком.)

Осознание трех аспектов Абсолюта можно сравнить с уровнем знания о Солнце. Видение лишь сияния Солнца подобно осознанию Брахмана. Видение Параматмы подобно осознанию солнечной поверхности. Осознание Брахмана сравнивается с проникновением во внутренние процессы, происходящие на Солнце (БГ 2.2.ком.).

Итак, великие мудрецы выделяют три уровня постижения Абсолютной Истины: уровень Брахмана – безличного проявления Абсолюта, уровень Параматмы – всепроникающей Сверхдуши и уровень Бхагавана – Верховной трансцендентной Личности. Каждый последующий уровень включает в себя предыдущие.

Таблица «Три уровня постижения Абсолютной Истины»

Уровень Абсолютной Истины Постигаемые аспекты Абсолютной Истины Процесс, ведущий к осознанию Абсолютной Истины
Брахман «сат» – вечность бытия гьяна-йога
Параматма «cam» – вечность бытия «чит» – трансцендентное знание аштанга-йога
Бхагаван «cam» – вечность бытия «чит» – трансцендентное знание «ананда» – блаженство бхакти-йога


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: