Образец анализа конкретной психолого-педагогической ситуации

Ситуация. Вовка Вернер был самым тихим и незаметным учеником в классе. Спрашивать его о чем-либо на уроке учителя считали бесполезным делом. Когда его вызывали к доске, он выходил, виновато моргал глазами и всей пятерней чесал свою вечно лохматую голову. Вовка Вернер всегда был одет неряшли­во: брюки неглаженные, на пиджаке всегда одна пуговица. Руки мальчика постоянно испачканы.

Вовка никогда не высказывал своего мнения. Его «наставни­ком» и руководителем был Вовка Пупынин по кличке «Пупок». Поэтому ребята прозвали Вернера «Вовкой № 2», а Пупынина — «Вовкой № 1». Последний всегда был хорошо одет, умыт, приче­сан. К своему приятелю он относился по-барски, подкармливал вечно голодного Вернера. Со стороны это выглядело неприятно: Пупынин усаживался на парту, раскрывал на портфеле завтрак и начинал выбирать, что съесть самому, а что отдать «Вовке № 2». В течение дня Пупынин менялся как хамелеон: с учителями был вежлив, со слабыми одноклассниками — высокомерен, с более сильными ребятами — услужлив. Вернера он презритель­но называл «дубом». Когда в классе заходила речь о неудачах последнего, Пупынин изрекал: «Что с дерева взять, кроме опи­лок?» Вернер на это никак не реагировал и на перемене вновь как в ни в чем не бывало подходил к Пупынину и ждал свою долю завтрака.

В октябре в класс пришла новая учительница математики Ольга Ивановна. Она была молоденькой и, заходя в класс, смущалась. Но на уроке преображалась, уверенно, с увлечением объясняла учебный материал. Было видно, что общение с ребятами доставляет ей подлинную радость.

Пупынин, сидевший на первой парте, старался понравиться учительнице. Он льстиво улыбался, охотно шел за мелом, под­нимал руку. Но Ольга Ивановна почему-то больше посматривала на последнюю парту, где сидел Вернер.

Однажды во время самостоятельной работы Ольга Ивановна подошла к последней парте, где сидел «Вовка № 2», постояла около него, вникая в написанное, и вдруг погладила мальчика по голове. Это было так неожиданно, что Вернер на мгновение замер, потом захлюпал носом и, опустив голову, тихо заплакал.

На следующий день Вернер к Пупынину не подошел, чтобы получить свою долю завтрака. Тот, глядя на него, ухмылялся: «Все равно, "дуб", придешь». Но Вовка больше к нему не под­ходил. Его как будто подменили. Глаза Вернера засветились каким-то светом, взгляд стал тверже, увереннее. Ребята с недо­умением поглядывали то на Пупынина, то на Вернера. А Ольга Ивановна теперь, входя в класс, смотрела на Вернера и привет­ливо улыбалась. И от этого у подростка на душе становилось светло и радостно... И вдруг...

В тот день Ольга Ивановна вошла в класс, как всегда, радост­ная. Приветливо кивнув ребятам, она села на стул и открыла журнал. Когда учительница направилась к доске, класс охнул и притих: на ее новом светлом платье расплылось огромное масля­ное пятно. Почувствовав неладное, она обернулась, слегка при­подняла подол платья. Увидев пятно, побледнела и вдруг, рас­плакавшись, выбежала из класса.

Пупынин повернулся в сторону Вернера и нагло ухмыльнул­ся. Дальше произошло то, чего никто не мог ожидать. Вернер вскочил с места, быстро подошел к Пупынину и ткнул кулаком в его нахальную физиономию. Тот от неожиданности завалился на парту. Вовка повернулся и спокойно пошел к своей парте. Услышав за спиной шаги Пупынина, он резко развернулся в его сторону. Тот, увидев его ненавидящий взгляд, затеять драку не решился.

— Дрянь ты, Пупынин, — выдохнул Вернер...

Требование задачи: проанализировать ситуацию в соот­ветствии с выше приведенным алгоритмом и предложить вариант решения возникшей проблемы с обоснованием.

Вариант анализа предложенной ситуации


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: