Процессы коммуникаций позволяют руководителям эффективно выполнять свою работу и принимать решения о выборе лучшего курса действий для достижения поставленных целей.
Коммуникации – это процесс обмена информацией и передачи сведений между двумя людьми или в небольшой группе людей.
Организационная коммуникация - это процесс, с помощью которого руководители развивают систему представления информации и передачи сведений большому количеству людей внутри организации и отдельным институтам и индивидуумам за пределами организации.
Они служат необходимым инструментом в координации деятельности по всей вертикали и горизонтали управления, позволяет получить всю необходимую информацию, представляет информацию, необходимую для принятия решения.
Для четкости определения коммуникации применяется ряд терминов:
@ семантика коммуникаций относится к значению слов и символов;
@ синтаксис коммуникаций указывает на взаимосвязи между символами;
@ прагматика коммуникаций связана с результативностью и эффективностью при достижении определенных целей.
|
|
Средства коммуникации:
F несловесные персональные;
F словесные устные;
F письменные персональные;
F письменные групповые внутри организации и за ее пределами.
Очень важно, чтобы руководитель правильно оценивал процесс расшифровки и получения информации, а также значение обратной связи (говорил на том же языке, что и подчиненный). Специалисты считают, что наиболее важным фактором, нарушающим общность в коммуникациях между источником и получателем, являются те, которые происходят в координировании и расшифровке.
Направления коммуникаций:
1. используется для постановки задач, описания работ. Чем больше уровней она проходит, тем больше вероятность, что она будут искажена;
2. для обратной связи с целью проинформировать о результатах работы и текущих проблемах. Руководители используют данную информацию для анализа;
3. позволяет сохранить время и скоординировать деятельность. В данном случае такое общение является формальным и обязательным, в другом - происходит спонтанно.
Элементы коммуникации:
источник;
F кодирование - обеспечение формы, в которой идеи и цели могут быть выражены как передача сигналов;
F передача сигналов - форма, которую сигнал принимает;
F канал - механизм передачи (телефон, собрание, неформальная связь);
F расшифровка - прием (в зависимости от опыта и формы рекомендации);
F обратная связь - обеспечивает точность и достоверность информации.
Типы коммуникаций:
ª внутриличностная;
ª межличностная;
ª общественная коммуникация;
|
|
ª внутренняя оперативная коммуникация (состоит из структурированной коммуникации в пределах организации);
ª внешняя оперативная коммуникация;
ª личностная коммуникация.
Руководитель должен знать, что:
информация, не находящаяся в области опыта получателя воспринимается медленнее;
в незнакомой ситуации, работник почти автоматически выбирает ту часть опыта, которая связана с этой ситуацией;
коммуникации воспринимаются и оцениваются в свете нужд личности, области опыта работника;
даже наиболее объективная информация включает субъективные представления;
несоответствие кодирования и расшифровки вытекает из различий в области опыта источника и получателя;
один только язык не может решить проблему несоответствия кодирования и расшифровки. Для обеспечения высокой эффективности коммуникации необходима обратная связь: она может быть косвенной или прямой.
Организационные факторы, влияющие на коммуникации:
1. должностное положение;
2. стиль управления. Руководитель влияет на направление и поток информации, т.е. он может установить правила и процедуры, согласно которым информация должна передаваться в определенном направлении и в определенной последовательности;
3. разделение труда.
Неформальные сети коммуникаций существуют практически во всех организациях, способствуя более эффективному функционированию формальной структуры передачи команд. Такая информация нередко распространяется очень быстро, однако информация часто искажается.