Характера

I. Гипертимный типакцентуации — сверхактивный, на­пряженно -деятельный.

Позитивные черты: энергичность, инициативность, жиз­нерадостность, предприимчивость, разговорчивость, откры­тость, общительность, быстрота реагирования.

Негативные черты: легкомысленность, безудержный риск, грубость, недисциплинированность, склонность к амораль­ным поступкам, зазнайство, бравада, фамильярность, стрем­ление командовать по своему усмотрению.

Рисунок поведенческих стереотипов: приподнятое настро­ение, неудержимая активность, свободная общительность: легко идут на контакт, со многими вступают в товарище­ские отношения без особого разбора; активное стремление к лидерству; постоянная потребность в новых впечатлениях, инициативность в выдумках и поступках; дружелюбие, на­ходчивость в принятии решений и их исполнении; учебный материал могут схватывать на лету, но учатся неровно из-за повышенной отвлекаемости, недостаточной собранности и организованности, склонны к агрессивным реакциям из-за повышенной возбудимости, в конфликтных ситуациях за­нимают позицию активного противоборства; осознают соб­ственные ошибки; переоценивают свои силы, способности, имеют тенденцию к завышенной самооценке.

Труднопереносимые ситуации: императивного подчинения строгим дисциплинарным правилам; лишающие свободного контакта с окружающими людьми; надолго ограничиваю­щие привычный круг общения; лишающие двигательной активности, вынужденного бездействия; не позволяющие проявлять лидерство, инициативу в выдумках; однообраз­ной монотонной деятельности. В подобных часто повторяю­щихся в течение длительного времени ситуациях даже уме­ренно акцентуированный гипертимный школьник дезадаптируется.

П. Лабильный тип акцентуации — эмоционально-неус­тойчивый, реактивный.

Позитивные черты: в периоды приподнятого настроения добродушны, аккуратны, общительны, способны на друж­бу и привязанность, чуткость, искренность, отзывчивость к товарищам, которым помогают; проявляют любовь к жи­вотным.

Негативные черты: в периоды подавленного состояния раздражительны, вспыльчивы, драчливы, склонны к кон­фликтам; ослаблен контроль за своими поступками, кото­рые могут переходить рамки дозволенного.

Рисунок поведенческих стереотипов: очень частая и порой немотивированная смена настроений по нескольку раз в день; эмоциональные колебания в настроениях происходят в свя­зи с обостренным восприятием отношения к себе со сторо­ны окружающих; незначительные шутки со стороны могут вызвать непредвиденную реакцию; замечания учителя так­же могут вызвать смену настроения; на внешние раздражи­тели у этих школьников необходимо формировать адекват­ные способы реагирования, которые бы стабилизировали настроение и работоспособность; способны на глубокие чув­ства, дружбу и привязанность к людям, которые им сочув­ствуют (в друге ищут своеобразного утешителя); обладают внутренней чуткостью к истинной заботе; встречаются си­туации необычно бурной внешней экспрессивности и быст­рой истощаемости аффективных вспышек; мимолетное одоб­рение, обещание, похвала способны поднять настроение, отвлечь от неприятных мыслей и состояний, перестроить направление деятельности.

Труднопереносимые ситуации: те, которые обижают, ущем­ляют чувство собственного достоинства; дисгармонируют с настроением радости или огорчения, удовлетворенности или неудовлетворенности; неуспеха; критики; сильной конку­ренции; страха угрозы наказания.

III. Сензитивный (эмотивный) тип акцентуации — чув­ствительный.

Позитивные черты: устойчивая привязанность в дружбе, альтруизм; дисциплинированность, чувство долга; ответствен­ность; добросовестность при выполнении заданий; умение уступать; высокие требования к себе, самокритичность, стремление преодолевать недостатки; повышенная эмоцио­нальная чувствительность.

Негативные черты: робость, застенчивость, мнительность, пугливость, замкнутость, самобичевание, а иногда и само­унижение, крайняя обидчивость и конфликты на этой по­чве; растерянность в неожиданных ситуациях.

Рисунок поведенческих стереотипов: идут на контакты с узким кругом людей и теми, кто вызывает у них чувства симпатии, умеют расположить; сторонятся контактов с бой­кими, развязными сверстниками; устойчивую потребность поделиться своими переживаниями реализуют строго и из­бирательно; мнительность заключается в фиксации на сво­их недостатках; часто возникает чувство неполноценности, самоуничижения, которые могут маскироваться внешней бра­вадой, имеет место пугливость, что проявляется в боязни темноты и животных; любят побыть в одиночестве, пред­почитают спокойные занятия; в новой обстановке и среди незнакомых людей теряются, проявляют робость и застен­чивость; общаются чаще с теми, к кому привыкли; не же­лают быть организаторами и лидерами в общественных де­лах; трудности усиливаются тогда, когда активизируется не­обходимость самоутвердиться, профориентировать себя и проявлять большую самостоятельность в решении жизнен­ных проблем; при слабой выраженности акцентуации в та­ких ситуациях может преодолеваться в определенной мере робость, мнительность, страх, возрастать способность к адап­тации в определенной среде; ранее тихие, застенчивые ста­новятся активными в делах, общении; в случаях сильной выраженности сензитивной акцентуации этих качеств не обретают, а если ситуация требует очень серьезного и дей­ственного поведения, то чаще всего пасуют; сильно пере­живают удары по самолюбию; в общественном мнении те­ряют привлекательные черты и очень переживают свою при­ниженную роль.

Труднопереносимые ситуации: сложных альтернативных выборов; резких переходов от одних дел к другим; несправедливых обвинений; трудных поручений с организатор­скими функциями; критики и насмешек; лишения возмож­ности поделиться с другими своими переживаниями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: