Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

IV) Познание его возможности и границы




IV|1-2) Истоки и природа человеческого познания. Познание и практика.

Специфика человеческой сущности в отличии от других животных заключается в том, что человек адаптируется к окружающей среде не биологически в процессе эволюции а социально в результате общественно деятельности, совершенствуя орудия труда. Человеческое сознание - это высшая форма отражения окружающей действительности, специфика которой заключается в целенаправленном идеальном восприятии мира. еще Аристотель говорил что от рождения человек стремится к знаниям. Но что есть эти знания? Почему он к ним стремится? Какими свойствами они должны обладать чтобы человек к ним стремился? Достижимы ли адекватные знания? Познание- это процесс получения знаний. Цель познания получения знаний истинных т.е соответствущих предмету познания. В основе познания лежит первоначальное единства мира и человека. В процессе познания человек накапливает истынные знание которое обуславливают процесс жизнедеятельности человека. Человек взаимодействует с окружающей средой (соответственно накапливает знания) при помощи практики т.е совокупности чувственно предметной целеполагающей деятельности. Структура практики включает в себя такие элементы как : потребность, цель, мотив. Процесс познания выростает из практической деятельности и обуславливает ее. Практика выступает критерие истинности.

IV|3) Субьект и обьект познания.

Познание это обьектно-субьектный процесс. отправной точка познания является процесс разделения изначально целого бытия на обьект и субьект. Познание и исторически логически принято начинать с выделения обьекта познания который мысленно выделяется из окружающих. Субьектом познания всегда является человек. Обьектом позщнания всегда является частичка природы вовлеченна в процесс целесообразный. Сознание человека никогда не работает с обьектом непосредственно, а лишь с моделью воссозданной на основе накопленного опыта или чувственных данных. На качество модели, ее адекватность реальному миру влияет множество факторов, и особое значение уделяется предметам посредникам. К их числу можно отнести орудия труда,языкавые знаки и письмена.

IV|4) единство чувственного и рационального познания и форм.

Познание это активный творческий процесс приближения мышления к обьекту через его мысленную реконструкцию. Причем человек отражает обьект взависимости от его уровня подготова, ценностей и врожденных психовизических характеристик. Познание есть переход от улавливаемых внешних "лежащих на поверхности" свойств предмета и фиксирования явлений. Чувственное познание появляется раньше рационального. И на ранних этапах жизни человека и общеста является более эффективным. Но по мере усложненния практических задач появляется необходимость перехода к рациональному познанию. Чувственное познание осуществляяется через: ощущение, восприятие, представление. Ощущение - это процесс воспроизведения отдельных сторон предмета (создание чувственных образов) через непосредственно взаимодействие с предметом на уровне чувств; Восприятие - отражение совокупности сторон предмета при непосредственном воздействии на органы чувств.; Представление - это мысленное воссоздание образа предмета на основе ранее полученных данных (хранящихся в памяти). Ощущение восприятие и представление очень многообразны, т.к в них наличиствует опосредованный образ. И здесь появляется вариативность виденья мира различными людьми. Это обусловлено развитостью их органов чувств, мозга и тп. Чувственное познание является первым и важным элементом познания. Но сущность не лежит на поверхность и достичь ее только с помощью чувственных данных невозможно. Здесь проялвляется абстрактное, рацональное познание. он отбрасывает отдельные свойства предмета и сосредотачивается на его основе. Рациональный метод познания заключается в 3 формах: понятие,суждение и умозаключение. Понятие - выделяет общие свойства и свзяи предмета, фиксирует общее, является основой мыления.; Суждение - это форма выражения мысле посредством связи нескольких понятий, устанавливает наличие или отсутсвие какого либо принцыпа.; Умозаключение -форма выражения мысле когда из 1 или нескольких суждений вытекает новое не в исходном не содержащееся, но по логике вытекающее. Чувственное и рациональное познание являются неотемлемыми частями познания. Интуиция - это прямое постижение истины без ее обоснования путем логических суждений. Филосовские направления по разному оценивают основу познания. Рационализм считает осново познания разум, а иррационализм считает разум обсурдом, и делает осново познания веру.




IV|5) Проблемы истины и ее критерии.



Целью познания является получение знаний, но не рпосто знаний, а знаний истинных. Но что есть истина? каковы ее критерии? Платом считачто существует вченые и неизменный и неизменный мир идей (эндосы), рассматриваемые им как существующие сами по себе истины. имануил Кант считал истину как согласие мышления с самим собой. Многие философы после Аристотеля считали истину как соответсвие знания вещам. Но истина не вещь. Истина субьективна по существованию и обьективна по содержанию и источнику. Истина возникает как результат познания в головвах отдельных социумов, уникальных по своему существованию. Поэтому истин выражающих с той или иной степенью полноту мысли столько же сколько и людей как носителей субьективности. Но это вовсе не означает что единой абсолютной истины не существует. Относительно частные истины в той или иной мере представляют собой приближение к абсолютной истине, выступающей в реальном мире в качестве некого инварианта при сравнениее множества истин. относительные истины могут даже вступать в противоречие друг с другом но это не значит что они ошибочны. так как обьект познания все время находится в развитии. Так же следует учитывать различия самих субьектов. Людям свойственна интуитивная и пространственно-временная ограниченности. Отсюда и акцентирование внимания на разных аспектах обьекта. Разные степени глубины представлений 1 и тогоже обьекта разными людьми воспринимаются по разному, даже одним и тем же человеком, в зависимости от эмоционального состояния и возраста. Истина отражает обьект не полностью, а в известных пределах которые меняются => процесс познания заключается не только в приобретении новых знаний о новых предметах но и постоянном уточнении знаний о старых предметах. В неопределенно равных условиях истина превращаетсяв ложь. Существует 2 крайности постижения истины: а) Дагматизм - абсолютизирует абсолютную истину, в том смысле что каждый человек может достичь ее в исчерпывающей полноте; б) Релятивисты же абсолютизируют относительную истину, утверждая что у каждого субьекта она своя и ничего общего у них быть не может. Существуют различные критерии истинности например: ясность нерпотиворечивость, простота, общезначимость. Однако существует иуниверсальный критерий истины это практика, которая дает в качестве критерия истинности свой результат. Результаты человеческой практики позволяют изменять и корректировать знания, все больше приближая их к абсолютной истине.





Дата добавления: 2015-04-23; просмотров: 1078; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше... 8914 - | 7215 - или читать все...

Читайте также:

 

3.231.228.109 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.