double arrow

ПРОБЛЕМА ПОСТИЖЕНИЯ ОБЩЕСТВА

Проблема постижения матеральной модели общества Марксизм. Исходил из принципов определяющих роли обще-го бытия, прежде всего эконом в соц развитии. Общ-во развив-ся за счетэ борьбы между произв-ми силами и... в рамках определенного способа производстваю Стержнем этой концепции является формационная теория Маркса, согл. которой общ-во в совем развитии неизбежно и зконмерно проходит опр. стадии формы обществной жизни. Маркс выделяет следующие формации:

-первобытно - общинную

- Азиатский (о.О) спосбо производства

-Рабовладельческую

-Феодалную

-Капиталистическая

-Коммунистическая. Маркс полагал что общим обязательно в разв. общ-ва явдяется первобытно-общинный, раб-ю, и коммунистическую. А между ними сущ-т проходные формации в которых взн-ет вариативностью. По Марксу новая формация не может сменить струю, пока та не исчерпала всех заложенных в ней прогрессивных возможностей. Движущей силой исторического развития явл-ся народные массы, а ист. развитие общества закл-ся в борьбе произ=ых сил и произв-ых отношений, нах-е выражение в классовой борьбе. Другой, получившей большое распр-е коцецией общ-ва конц-я идеальных типов Макса Веббера, кот в отл от Маркса полагал, что осн непознаваемы для науки, задача кот в уст-ии эмпирически обнаруживаемых правил протекания событий. Веббер считал основой соц. жизни не экономич, а духвоную сферу, прежде всего этически религиозные факторы и политикую для постижения котор. реальности в кач-ве инструмента Веббер создает теоретическую схему - Идеальные типы господства. Эти Идеальные типы иенно благодаря своему отличию от реальности служат масштабом для ее соизмерения. Такими идеальными моделями господства, имеющими силу во все исторические эпохи по Вебберу были:

а) Харизматическое господство, предполагющее наделенность лидера в глазах масс сверхестественной избранностью, благодаью.

б) Патриархальное, предполагающее восприятие лидера, как строгого и справедливого отца

в) Рациональное - народ следует з лидером не из за эмоций, а исходя из рационального выбора в соотв. с четко осозннными интересами каждого гражданина. Достоинство концепции Веббера в тонком понимании механизма господства в общественой жизни, а так же неадекватности теоретической схемы и объективной реальности. Недостатком концепции является отр-е возм-ти объективные законцы соц. Развития. Достоинство концепции Маркса в признании объективных законов соц. разв-я и на основе их познания способности объяснять прошлое и настоящее и прогнозировать будущее. Недостатком теории являлось отождествление теори и реальности, абсолютизация значения экономики для развития общества, игнорирование культурной специыфики разв-я разных народов. Классфифкация подходов к пониманию процессов происх-х в обществе весьма сложна, в ееоснову кладутся разные критерии. В частности исходя из того какие приметы видит иследователь в качестве орп-их общ-е развитие традиционно выделяют...... детерминиз, Биопсихолгоический детерминизм,

Технологический детерминизм. Кроме того имеет место развличие цивилизционного и формационного подхода к истор. разв. человечесва. Формационный подход пр-а Марксом и Марксистами. Цивилизационный подход в Европейской ююю берет свое начало в трудах Вико. Согласно этого подхода, каждый отдельный период конкр. общ-во как целостный орг-м проходящий в своем историческом развитии, те же стадии, что любой орг-м а именно: детство, Юность, зрелость, увядание. Последователи Вико например Данилевский, Сорокин, тойнби и др. исходят из того что единой сис-мы чел-ва не существует, каждый подход создает свою цивилизацию, кот неповторима. В частности Шпенглер (о_О) выделяет 8 культур: египетскую, Индийскую, Ввилонскую, Китайскую, грекоримскую, Византийско-Арабскую, Маиа и Русско-Сибирскую. Этапом восх развития Шпенглер именовал культуру, а в качестве нисходящего цивилизцией. Другой исследователь Сорокин видел в истор. процессе циклическую смену типов культур, в кач-ве критерия типологии, Сорокин положил пр-е о реальности и методах ее познания. Он выделял 3 типа культур:

1) Чувственная

2) духоная

3) Рациональная

Положительный момент в цив-ом подходе: признание уникального своеобразия культур разных народов. Отриц.: изолирование единства человеческой истории


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: