double arrow

Эластичность спроса

Реакция покупателей и продавцов на изменяющуюся рыночную конъюнктуру, в частности, на изменение цены может быть различной по своей интенсивности. Так, очевидно, что по-разному отреагируют покупатели при уменьшении цен, скажем на автомобили и французские духи, с одной стороны, и хлеб и молок, с другой, в одном случае может существенно возрасти объем продаж, в другом — изменится мало.

Для характеристики степени влияния изменения цены на поведение покупателей и продавцов в экономике используется понятие эластичность, которую можно определить как степень реакции одной величины в ответ на изменение другой.

Данное понятие весьма важно с практической точки зрения. Так, проведение разумной ценовой политики фирмой немыслимо без понимания того, как, скажем, понижение стоимости телевизоров или стиральных машин может сказаться на объемах их продаж, а значит, и на выручке.

Универсальным показателем интенсивности реакции является процент. Ценовая эластичность спроса показывает чувствительность изменения спроса к изменениям цены на 1%.

Оценка эластичности в процентном исчислении позволяет избежать путаницы, неизбежной при различных измерителях и построить единый показатель для всех случаев. Последний называют коэффициентом эластичности. Его можно определить как отношение процентного изменения одной величины к процентному изменению другой.

Соответственно, зависимость изменения спроса на товар от изменения его цены называется эластичностью спроса по цене или ценовой эластичностью. Именно в такую словесную форму принято облекать это понятие. Слова “эластичность Х по Y” значат, что измеряется реакция величины Х (зависимой переменной) на изменение Y (независимой переменной).

Принято различать три варианта ценовой эластичности спроса (схема 4.7).

   
 


· Эластичный спрос — при незначительных понижениях цены объем продаж значительно возрастает.

· Единичная эластичность спроса — изменение цены, выраженное в процентах равно проценту изменения объема продаж.

· Неэластичный спрос — вслед за изменением цены не происходит существенного изменения продаж.

Эластичность можно измерить с помощью уже упомянутого коэффициента эластичности.

Представим его в виде формулы:

   
 


где ED — эластичность спроса по цене, Q — количество, P — цена.

Дуговая эластичность спроса (предложения) рассчитывается по формуле:

Ed = (D Q / DP) x (P1 + P2)/(Q1+Q2), де Еd – показатель эластичности предложения; DQ = Q2 – Q1 — изменение объема спроса (предложения); DР = Р2 – Р1 —изменение цены.

Приведенная формула позволяет количественно определить все три варианта ценовой эластичности спроса. Так, в случае эластичного спроса, когда прирост количества больше уменьшения цены, величина коэффициента превышает единицу — ú Еd ú > 1; при неэластичном спросе, напротив, ú Еd ú < 1, а в случае спроса единичной эластичности, когда процентное изменение цены строго равно изменению количества, устанавливается равенство ú Еd ú = 1 (от которого, собственно, и пошло название единичная эластичность).

Эластичным спрос по цене бывает, как правило, для предметов роскоши — драгоценностей, мехов, черной икры и т.п. И для достаточно дорогих предметов потребления. Таких, как автомобили, телевизоры, стиральные машины, аудио- и видеотехника, персональные компьютеры и проч.

Неэластичен спрос на товары первой необходимости с относительно низкими ценами - на хлеб, картофель, одежду, обувь, белье, расходы на общественный транспорт и проч.

Давая графическую интерпретацию эластичности (рис. 4.6.) обратим внимание на то, что, в первом приближении, чем больше коэффициент эластичности, тем более пологая кривая спроса. А чем меньше он, тем более круто падает кривая. В строгом смысле это справедливо только для графиков, представленных в так называемых двойных логарифмических осях. Для наших целей достаточно понимать, что если через какую-то точку проходят две прямые, то в непосредственной близости от нее более эластичной окажется та из них, которая выглядит более пологой (D2). В силу описанных обстоятельств изображение более или менее эластичного спроса в виде кривых разного наклона следует рассматривать лишь как приблизительную иллюстрацию. Для простоты мы будем пользоваться такими графиками и в дальнейшем.

   
 


Кроме рассмотренных трех случаев эластичности спроса по цене можно указать еще два — абсолютно эластичный спрос и абсолютно неэластичный спрос. На рис. 4.7. даны графики спроса для этих двух случаев.

   
 


В случае абсолютно эластичного спроса — это горизонтальная кривая спроса (рис. 4.7. D2): потребители платят одну и ту же цену за товар, невзирая на величину спроса (Е= ∞). В случае абсолютно неэластичного спроса они покупают одно и то же количество товара при любых уровнях цен. То есть изменение цены не вызывает никакого изменения спроса (Е=0), а кривая вырождается в вертикальную прямую (рис. 4.7. — D1).

В качестве примера спроса, приближающегося к абсолютно неэластичному, можно указать на ситуацию с некоторыми медикаментами. Например, спрос на инсулин для больных сахарным диабетом (без него человек мгновенно погибает, а при правильном приеме может десятилетиями жить почти как здоровый). Абсолютно эластичный спрос характерен для ситуации совершенной конкуренции.

Особенно же важны экстремальные случаи эластичности как полезные абстракции, позволяющие понять суть многих экономических процессов.

Изменение объема продаж, к которому мы апеллировали, давая определение эластичности спроса по цене, влияет на объем выручки и финансовое положение продавца. Ведь зная размеры спроса можно легко вычислить объем выручки — это произведение PxQ.

При эластичном спросе снижение цены вызывает такое увеличение объема продаж, которое ведет к увеличению общей выручки.

При спросе единичной эластичности прирост объема продаж при снижении цены таков, что общая выручка остается неизменной.

При неэластичном спросе снижение цены ведет к столь малому увеличению продаж, что объем общей выручки уменьшается.

Эластичность спроса по цене зависит от ряда факторов (схема 4.8).

   
 


· Незаменимость. Если у товара есть заменители (товары - субституты), то спрос будет более эластичным, противоположным образом влияет отсутствие таковых;

· Значимость товара для потребителя. Как правило, неэластичным является спрос на товары первой необходимости и более эластичным на все другие группы товаров;

· Удельный вес в доходах и расходах. Товары, на которые тратится значительная доля средств, эластичны, а те, что занимают незначительную долю бюджета — неэластичны.

· Временные рамки. Эластичность спроса увеличивается в долгосрочном плане и становится менее эластичной на коротких промежутках времени.

Помимо эластичности спроса по цене важный экономический смысл имеет также эластичность спроса по доходу, которую можно определить как отношение процентного изменения объема спроса на товар к процентному изменению дохода (I):

   
 


где EDI эластичность спроса по доходу, Q — спрос на товар, I — доход потребителя.

Поскольку потребитель по-разному меняет спрос на различные товары при изменении дохода, то и показатель может иметь различные положительные и отрицательные значения. Так, если потребитель увеличивает объем закупок при возрастании дохода значение, то эластичность по доходу положительна (EI > 0). В этом случае речь идет, скорее всего, о стандартном нормальном товаре, допустим, дополнительных парах обуви, которую потребитель может позволить себе купить при возрастании дохода. Если при этом рост спроса опережает рост дохода (EI > 1), то говорят о высокой эластичности спроса по доходу. Так бывает, в частности, со спросом на товары длительного пользования, например, автомобили или персональные компьютеры, для приобретения которых люди берут кредит или тратят сбережения.

Но возможна и противоположная ситуация, когда значение EI отрицательно (EI < 0). В этом случае речь, скорее всего, идет об аномальных товарах (дешевые сорта макарон, маргарин и т.п.), т.е. тех товарах, которые потребители при растущем доходе покупают, как правило, меньше, заменяя их более качественными товарами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: