Правовое регулирование иностранных инвестиций

Правовое регулирование иностранных инвестиций существует как на международном, так и на внутригосударственном уровнях и может осуществляться посредством как региональной, так и универсальной унификации.

Чаще всего такое регулирование опосредуется путем заключения двусторонних соглашений о защите капиталовложений или об устранении двойного налогообложения. Причина распространения двусторонних соглашений состоит в том, что двум государствам бывает легче обеспечить единообразное регулирование таких вопросов, как определение круга инвесторов, допуск иностранных физических и юридических лиц к хозяйственной деятельности, закрепление определенного режима для иностранных инвесторов, — чем решать эти вопросы посредством универсальной унификации, учитывая правовые позиции разных государств.

В настоящее время число государств, заключивших с Россией договоры об избежании двойного налогообложения, составляет более 40.

Для защиты прав иностранных инвесторов большое значение имеют две универсальные международные конвенции, разработанные и принятые в рамках Международного Банка реконструкции и развития (МБРР): Вашингтонская конвенция 1965 г. «О порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами» и Сеульская конвенция 1985 г. «Об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций». Юридический статус участника конвенции Россия имеет только в отношении Сеульской конвенции.

Обе международные конвенции насчитывают в числе своих участников около 100 государств и представляют собой пример универсальной унификации международных материально-правовых норм.

Вашингтонская конвенция была принята с целью защиты инвесторов — физических и юридиче-ских лиц — от «иммунитета» государства-реципиента (государства, на территории которого находится объект инвестирования). Такая защита предусматривала изъятие инвестиционных споров из юрисдик-ции национальных судов и передачу их на рассмотрение специально созданного Международного цен-тра по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС). Это было связано с тем, что в случае возникновения различного рода споров, связанных с деятельностью инвестора, последний не был обес-печен возможностью судебной защиты: решение государства, на территории которого зарегистрирован инвестор, является необязательным для государства-реципиента; а беспристрастность судебных орга-нов государства-реципиента, рассматривающих споры в отношении своего государства, по меньшей мере, вызывает сомнение.

Другой источник МЧП по вопросам регулирования иностранных инвестиций — Сеульская кон-венция, которая была принята с целью защиты иностранных инвесторов от некоммерческих (политиче-ских) рисков. На основании Конвенции была учреждена межгосударственная организация, зани-мающаяся страхованием инвестиционных рисков — Многостороннее агентство по гарантиям инвести-ций. Согласно Конвенции инвесторы заключают гарантийные соглашения с Агентством, на основании которых будут осуществляться выплаты денежных компенсаций при наступлении страхового случая. Условием предоставления гарантий является экономическая обоснованность капиталовложений. После выплаты соответствующей компенсации инвестору Агентство приобретает право требования перечис-ленных сумм у государства-реципиента.

Другой составляющей регулирования иностранных инвестиций является национально-правовое регулирование.

Закон 1999 г. «Об иностранных инвестициях в Российской Федера-ции», учитывая, что он является базовым в рассматриваемой сфере правоотношений. Этот закон закрепляет основные принципы деятельности иностранных инвесторов и гарантии, предоставляемые им при ее осуществлении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: