double arrow

Классификация образов «Я»: Я-реальное, Я-идеальное и другие образы «Я»

Расхождение между «идеальным Я» и «реальным Я» является основой для самооценочных чувств. Это расхождение служит важным источником развития личности, однако существенные противоречия между «идеальным Я» и «реальным Я» могут стать источником внутриличностныхконфликтов и негативных переживаний.

По тому, на каком уровне проявляется человеческая активность в Я-концепции также выделяют:

1. уровень «организм—среда» — это физический Я-образ (схема тела), вызывающийся потребностью в физическом благополучии организма;

2. уровень социального индивида — социальные идентичности: половая, возрастная, этническая, гражданская, социально-ролевая, связанные с потребностью человека в принадлежности к общности;

3. уровень личности — дифференцирующий образ Я, характеризующий знание о себе в сравнении с др. людьми и придающий индивиду ощущение собственной уникальности, обеспечивающий потребности в самоопределении и самореализации.

Последние 2 уровня описываются В.В. Столиным так же, как 2 составляющие Я-концепции:

1. «присоединяющая», обеспечивающая объединение индивида с другими людьми;

2. «дифференцирующая», способствующая его выделению по сравнению с др. и создающая основу для чувства собственной уникальности.

Выделяется также:

· динамическое «Я» (как, по моему мнению, я изменяюсь, каким стремлюсь стать);

· «презентируемое Я» («я-маска», каким я демонстрирую себя другим);

· «фантастическое Я»

· триада хронологических Я:

o Я-прошлое

o Я-настоящее

o Я-будущее и т. п.

Важнейшая функция Я-концепции - обеспечение внутренней гармонии личности, относительной устойчивости ее поведения. Сама Я-концепция начинает формироваться под воздействием жизненного опыта человека, прежде всего детско-родительских отношений, но стоит сказать, что достаточно рано она приобретает активную роль, влияя на интерпретацию этого опыта, на те цели, которые индивид ставит перед собой, на соответствующую систему ожиданий, прогнозов относительно будущего, оценку их достижения — и тем самым на собственное становление, развитие личности, деятельность и поведение


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: