Если цена ¯, то предложение ¯.
Все остальные неценовые факторы предложения принимаются неизмененными.
Прямая зависимость объясняется, тем, что фирмы, занятые в отрасли, при повышении цены задействуют резервные или быстро вводимые новые мощности, что приводит к увеличению предложения. В случае продолжительного и устойчивого повышения цены в эту отрасль устремляются другие производители, что еще больше увеличивает производство и предложение.
Закон предложения можно выразить через шкалу предложения /см. оъяснение во 2 вопросе шкала спроса/.
Например:
| Цена (ден. ед. за шт.) | Объем предложения (шт. в год) |
| 1,0 | |
| 1,5 | |
| 2,0 | |
| 3,0 | |
| 4,0 |
Кривая предложения ¾ это графическое выражение связи между рыночной ценой товара или услуги и тем количеством, которое может предложить продавец.

На реакцию продавцов влияет изменение неценовых факторов:
изменение технологии (то есть способ производства товара). Как правило, технологический прогресс приводит к снижению затрат на производство и последующему увеличению объема предложения.
изменение цен на ресурсы. Влияние этого фактора очевидно, но не так просто, как кажется на первый взгляд. Дело в том, что величина затрат на ресурсы в экономическом смысле вовсе не тождественна сумме денежных издержек производителя. Это объясняется следующими доводами:
а) Почти все ресурсы имеют несколько возможных сфер применения, поэтому экономист стремится учесть все альтернативные способы применения ресурсов и должен рассматривать в качестве затрат на ресурс денежную выручку от наиболее выгодного из альтернативных способов использования ресурса. (Например, у фермера участок земли и он решает вопрос: что на этой земле выращивать? У него имеется 2 варианта выбора: рожь и пшеница, и известно, что один гектар земли, отведенный под рожь, приносит доход в 2 раза больше, чем тот же гектар отведенный под пшеницу. Нетрудно догадаться, какой выбор сделает фермер. Но если он все же выбрал пшеницу, следовало бы включить в его издержки всю сумму упущенного им дохода от возможного использования земли под рожь).
б) Экономисты учитывают не только явные бухгалтерские издержки, но и неявно оплаченные ресурсы (К неявным ресурсам относится собственный труд владельцев ресурсов и вложенный капитал). Например, для владельца магазина к таким ресурсам относится собственный труд и вложенный капитал. Очевидно, что рост процентной ставки или предложение работы по найму с высокой оплатой могут вынудить предпринимателя закрыть дело, хотя никакого изменения стоимости явно оплаченных ресурсов и не произойдет.
изменение цен на другие товары. Товары могут находиться между собой в отношении взаимодействия и взаимозаменяемости как в производстве, так и в потреблении. Взаимозаменяемость и взаимодополняемость в производстве определяются характером потребляемых ресурсов и видом технологического процесса;
изменение ожидания;
налоги и дотации. Государство осуществляет законодательную деятельность, устанавливая правила поведения экономических агентов; взимает налоги с производителей, причем налоговая политика разрабатывается не только исходя из интересов формирования государственного бюджета, но и с целью оказать то или иное влияние на производство товаров, (а в некоторых случаях выплачивает дотации); занимается регулированием цен и стандартизацией товаров. Иногда государство осуществляет прямое вмешательство в процессы производства и обмена.
число продавцов на рынке (то есть конкурентная и неконкурентная среда. качество ресурсов;
неэкономические факторы (погодные условия и др.)
При изменении цены товара, происходит изменение объема (величины) предложения.
На графике это изменение цены отражается как движение вдоль кривой предложения:
![]() | |||
![]() | |||
.
При чистой конкуренции любая единица продукции продается по одной и той же цене. Поэтому цена совпадает со средним и предельным доходом. Общий доход растет прямо пропорционально количеству проданных товаров.
Прибыль- это разница между доходом и издержками фирмы.
Различают бухгалтерский и экономический подходы к расчету прибыли. Бухгалтерская прибыль равна доход минус бухгалтерские или явные издержки. Экономическая прибыльравна доход минус экономические (явные и неявные издержки). Экономическая прибыль меньше бухгалтерской на величину неявных издержек.
Если доход фирмы меньше экономических издержек, фирма терпит убытки. Если доход равен экономическим издержкам, фирма получает нулевую экономическую прибыль, которая в бухгалтерском подходе считается нормальной. В этом случае предприниматель возместит стоимость собственных израсходованных ресурсов. Нормальная прибыль равна неявным издержкам. Если доход фирмы больше экономических издержек, фирма получает чистую экономическую прибыль. Её появление возможно при наличии хотя бы одного из 3 факторов:
1) Монопольная власть фирмы. Она позволяет фирме диктовать цены и повышать цены.
2) Нововведения, позволяющие снизить издержки производства.
3) Способность предпринимателя ориентироваться в условиях непредсказуемого риска и извлекать из него выгоду.
Условия максимизации прибыли. Предприниматель стремится максимизировать общую прибыль, то есть разницу между общим доходом и общими издержками. Для этого он должен выбрать оптимальный объем производства. Для его выбора существует два правила:
1 правило: оптимальным является такой объем производства, при котором общий доход TR превышает общие издержки ТС на максимальную величину.
Иллюстрация первого правила для чистой конкуренции (см. рис. а)
При объёмах пр-ва от 0 до Q1 и от Q2 до бесконечности предприниматель терпит убытки, т.к. TC больше TR. При объёмах от Q1 до Q2 предприниматель получает чистую прибыль. При объёмах Q1 и Q2 прибыль равна 0.
Q0 – оптимальный объём пр-ва (расстояние от TC до TR по вертикали максимальное).
2 правило. Оптимальным является такой объем производства, при котором предельный доход MR равен предельным издержкам МС.
Иллюстрация второго правила для чистой конкуренции (см. рис. б)
– бюджетное ограничение, то есть то, что доступно потребителю.
I – доход потребителя; px – цена товара x; py – цена товара y; pxQx – размер затрат на товар x; pyQy – размер затрат на товар y
![]() |
Рисунок 1.
Как реагирует потребитель на изменение в доходе и в цене?
Это выражается в 2-х эффектах:
· эффект замещения
· эффект дохода
Эффект замещения – это реакция потребителя на повышение цены нормального блага, входящего в потребительскую корзину, приводящая к сокращению покупки подорожавшего блага и к увеличению покупки благ, которые могут заменить подорожавшие.
Эффект дохода – это увеличение потребления нормального блага в результате падения его цены за счет увеличения реального дохода, вызванного снижением цены, и наоборот уменьшение потребления нормального блага в результате его цены за счет сокращения реального дохода, вызванного ростом цены.
Предпочтения потребителя анализируются с помощью кривых безразличия (впервые применены английским экономистом Ф. Эджуортом в 1881 году).
Кривая безразличия показывает альтернативные наборы товаров, обеспечивающие одинаковый уровень полезности.
Таблица 1
| Корзина | Яблоки шт. (Qx) | Бананы шт. (Qy) |
| А | ||
| В | ||
| С | ||
| D |
Набор кривых безразличия для одного потребителя и одной пары благ образует карту безразличия (рис.3)
Свойства кривых безразличия:
а) Имеют отрицательный наклон, т.к. большее количество каждого из них будет предпочитаться меньшему.
б) Наборы на кривых безразличия, более удаленных от начала координат, предпочитаются набором на менее удаленных кривых безразличия, так как они обеспечивают потребителю большую полезность.
в). Кривые безразличия не пересекаются, т.к. имеют отрицательный наклон (см. доказательство в учебнике Хаймана Д. Современная микроэкономика: анализ и применение ч. 1 Гл. 3 § 2 с. 64-65).
г) Для анализа потребительского выбора был введен термин – предельная норма замещения y на х – количество товара у, от которого потребитель отказался бы, чтобы получить еще одну единицу товара х, при этом оставаясь на данной кривой безразличия.
MRS y на х имеет тенденцию к понижению, т.е. потребитель по мере уменьшения товара у на х, желает все меньше обменивать товар у на товар х.
.
Рис. 15.1. Максимизация прибыли фирмой-монополистом
То есть чем более неэластичен спрос на продукцию монополиста, тем больше его монопольная власть, тем больше его прибыль. Так как цена монополиста Pm>Pz (себестоимость QM), величину прибыли характеризует прямоугольник PmmzPz.
![]() |
+ Амортизация + Косвенные Налоги
(старая, прошлая (акцизы, таможенные
стоимость) пошлины, фиксально
3) Производственный (Использует РФ) ВВП = Σ Добавленная стоимость
Добавленная стоимость = Валовая выручка от реализации всей продукции – стоимость промежуточной продукции
ЧНП (чистый национальный продукт) – чистая новая стоимость, созданная в данном году.
ЧНП = ВВП – Амортизация
Показатели дохода:
Национальный доход – это заработанный доход, получаемый владельцами ресурсов, участвующих в общественном производстве.
Способ разницы: НД = ЧНП – Косвенные налоги
Способ суммирования: НД = Заработная плата + Прибыль + % + Рента(Аренда)
Домохозяйства получают доходы в результате перераспределения: Личный доход = НД – Взносы на социальное страхование – Налоги на прибыль –- Нераспределённая прибыль корпораций + Трансферты (гос. Выплаты в форм пенсий, степендий, пособий)
Располагаемый доход = ЛД – Индивидуальные налоги
(подоходный; НДФЛ; налог на имущество;налог на наследство)
ВНД = ВВП - Y f
Y f - чистый факторный доход, полученный из-за рубежа
Факторные доходы, полученные от Факторные доходы, выплачиваемые
Y f = национальных средств производства, - иностранным государствам, иностранными
находящихся за рубежом предприятиями, находящимися на
территории данной страны
3. СНС используется:
1) для принятия надлежащей экономической политики государства.
2) для принятия стратегических планов бизнесом
3) для информирования граждан о состоянии экономики
4) для международных финансово-кредитных институтов при проведении межстрановых сопоставлений и принятия решений о выдаче льготных кредитов.
В СНС проводится следующая классификация экономики:
1) Сектор домохозяйства (С) – принимают решения о приобретении товаров и
услуг, о форме сбережений, предоставляют ресурсы на ресурсных рынках.
2) Реальный сектор экономики (J) – это все предприятия и отрасли экономики
(нефинансовые предприятия)
3) Финансовый сектор – это институты и учреждения, занимающиеся
посреднической деятельностью финансового характера (банковская
система, небанковские учреждения: страховые компании, негоудар-
ственные пенсионные фонды, паевые фонды и т.д.)
4) Государственный сектор (G) – органы государственного управления
5) Некоммерческие организации, обслуживающие домохозяйства – полити-ческие партии, религиозные общества и общины, научные, культурные, благотворительные фонды)
6) Внешний сектор экономики (с 1993 года по пятому руководству СНС «Остальные страны мира») – это та часть экономики, которая связана с внешним миром
, где Qd - спрос; f – функция; р - цена
· если цена понижается, то спрос увеличивается; т.е. между ценой и спросом существует обратно пропорциональная зависимость:Закон спроса можно выразить через шкалу спроса и кривую спроса.
Шкала спроса – табличное выражение связи между рыночной ценой товара или услуги и тем количеством, которое по этой цене будут спрашивать покупатели. Показывает в табличной форме, сколько покупатели хотели бы приобрести товара по каждой из множества цен.Например:
| Цена (ден. ед., за шт) | Объем спроса (шт. в год) |
| 4,0 | 10,0 |
| 3,0 | 12,5 |
| 2,0 | 20,0 |
| 1,5 | 30,0 |
| 1,0 | 40,0 |
Кривая спроса – графическое выражение связи между рыночной ценой товара или услуги и тем количеством, которое по этой цене будут спрашивать покупатели.

Схема 1.
При этом все прочие факторы, которые могут оказывать влияние на объем спроса, остаются неизменными при построении шкалы спроса и кривой спроса.Но цена не единственный фактор, влияющий на спрос.
Существуют неценовые факторы спроса: 1)изменение в денежных доходах населения; 2)изменение цен на другие товары;3. ожидания изменения цен в будущем;4) демографические факторы;·5) вкусы, мода, предпочтения потребителей;6)экономическая политика правительства;
Изменение спроса под воздействием ценового фактора предполагает движение вдоль кривой спроса: /изменяется объем спроса/.
Схема 2.
Изменение спроса под воздействием неценовых факторов предполагает изменение спроса и показывается движением всей кривой спроса от ДД к Д1Д1 (т.е. сдвиг кривой спроса):
![]() |
Схема 3.
Рисунок 1.
Таким образом, спрос на любое благо определяется комбинацией многочисленных факторов: биологических, психологических, экономических и общественных. Все эти силы совместно создают спрос на любое конкретное благо, то есть создают связь между денежной ценой и объемом покупок. Спрос – это перечень зависимостей величины спроса и цены. Движение от одной строки перечня к другой следует назвать изменением величины спроса. П.Хейне попытался данные величины представить в виде большого воздушного шара (спрос), к которому прикреплены качели, на одной стороне которых цена, а на другой стороне величина спроса. Если только спрос не меняется (воздушный шар не двигается), то цена и величина спроса будут двигаться в противоположных направлениях по закону спроса. Если же сочетание определенных факторов вызовет увеличение спроса (шар поднялся вверх), то это вызовет увеличение цены и величины спроса (качели поднимаются вверх вслед за воздушным шаром
Предложение – это количество продукта, который производитель готов и в состоянии предложить по некоторой цене из возможных цен в течении определенного периода времени.
Аналогично закону спроса в рыночной экономике действует закон предложения: величина предложения и цена находятся в прямой зависимости.
Если цена , то предложение .
где
|
|











