Метод - это выражение некоторых свойств соотношений между объектом и субъектом в процессе познания (Завалевский, Роговин)

С точки зрения Б.Г. Ананьева методы психологического исследования являются системами операций с психологическими объектами и вместе с тем являются гносеологическими объектами самой психологической науки.

В отечественной психологии выделяются 4 группы методов:

1. Организационные методы:

a) сравнительный метод

b) лонгитюдинальный метод

c) комплексный

Сравнительный метод заключается в рассмотрении отдельных механизмов поведения и психологических актов в процессе развития и в сравнении со сходными явлениями у других организмов. В детской психологии и психогеронтологии сравнительный метод выступил как метод «поперечных срезов», позволяющий выявить особенности развития на основании исследований одних и тех же характеристик в сравниваемых группах людей различного возраста, разного уровня развития.

Лонгитюдинальный метод - это многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. Цель лонгитюдных исследований - регистрировать соматическое и психическое развитие личности.

Лонгитюдный метод по сравнению с методом поперечных срезов обладает рядом преимуществ: лонгитюдные исследования определяют индивидуальную структуру и динамику развития каждого человека; только лонгитюдное исследование позволяет анализировать взаимоотношения и взаимосвязи между отдельными компонентами развивающейся личности, позволяет решить вопрос о критических периодах в развитии.

Основным же недостатком лонгитюдных исследований являются значительные затраты времени, требуемые на их организацию и проведение.

Программа комплексного междисциплинарного исследования определяется общностью изучаемого объекта и разделением функций между отдельными дисциплинами (напр., физического и психического развития).

2. Эмпирические методы:

а) Обсервационные методы

· объективное наблюдение

- непосредственное (индивидуальное и коллективное)

- опосредованное (анкеты, опросники)

· самонаблюдение

- непосредственное (словесный отчет)

- опосредованное (дневники, автобиографии, письма)

Основное преимущество метода объективного наблюдения заключается в том, что оно позволяет изучать психические процессы в естественных условиях. Основной недостаток метода наблюдения заключается в том, что психологическое состояние, личностные особенности наблюдателя могут влиять на результаты наблюдения. Определенную трудность представляет интерпретация данных.

б) Экспериментальные методы

· лабораторный

- метод психических реакций

- психофизические методы (определение порогов и динамики чувствительности)

- психометрические методы (исследование мнемических, перцептивных процессов)

· естественный

- в условиях труда

- в условиях учения

- в условиях игры

· психолого-педагогический

- констатирующий

- обучающий

Экспериментальный метод предполагает следующее:

§ исследователь сам вызывает изучаемое им явление и активно воздействует на него;

§ экспериментатор может варьировать, изменять условия, при которых протекает явление;

§ эксперимент устанавливает допускающие математическую формулировку количественные закономерности.

в) Психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа)

г) Праксиметрические методы - анализ процессов и продуктов деятельности (оценка изделий и выполненных работ)

д) Биографические методы - анализ фактов, дат и событий жизненного пути человека


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: