С точки зрения Б.Г. Ананьева методы психологического исследования являются системами операций с психологическими объектами и вместе с тем являются гносеологическими объектами самой психологической науки.
В отечественной психологии выделяются 4 группы методов:
1. Организационные методы:
a) сравнительный метод
b) лонгитюдинальный метод
c) комплексный
Сравнительный метод заключается в рассмотрении отдельных механизмов поведения и психологических актов в процессе развития и в сравнении со сходными явлениями у других организмов. В детской психологии и психогеронтологии сравнительный метод выступил как метод «поперечных срезов», позволяющий выявить особенности развития на основании исследований одних и тех же характеристик в сравниваемых группах людей различного возраста, разного уровня развития.
Лонгитюдинальный метод - это многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. Цель лонгитюдных исследований - регистрировать соматическое и психическое развитие личности.
Лонгитюдный метод по сравнению с методом поперечных срезов обладает рядом преимуществ: лонгитюдные исследования определяют индивидуальную структуру и динамику развития каждого человека; только лонгитюдное исследование позволяет анализировать взаимоотношения и взаимосвязи между отдельными компонентами развивающейся личности, позволяет решить вопрос о критических периодах в развитии.
Основным же недостатком лонгитюдных исследований являются значительные затраты времени, требуемые на их организацию и проведение.
Программа комплексного междисциплинарного исследования определяется общностью изучаемого объекта и разделением функций между отдельными дисциплинами (напр., физического и психического развития).
2. Эмпирические методы:
а) Обсервационные методы
· объективное наблюдение
- непосредственное (индивидуальное и коллективное)
- опосредованное (анкеты, опросники)
· самонаблюдение
- непосредственное (словесный отчет)
- опосредованное (дневники, автобиографии, письма)
Основное преимущество метода объективного наблюдения заключается в том, что оно позволяет изучать психические процессы в естественных условиях. Основной недостаток метода наблюдения заключается в том, что психологическое состояние, личностные особенности наблюдателя могут влиять на результаты наблюдения. Определенную трудность представляет интерпретация данных.
б) Экспериментальные методы
· лабораторный
- метод психических реакций
- психофизические методы (определение порогов и динамики чувствительности)
- психометрические методы (исследование мнемических, перцептивных процессов)
· естественный
- в условиях труда
- в условиях учения
- в условиях игры
· психолого-педагогический
- констатирующий
- обучающий
Экспериментальный метод предполагает следующее:
§ исследователь сам вызывает изучаемое им явление и активно воздействует на него;
§ экспериментатор может варьировать, изменять условия, при которых протекает явление;
§ эксперимент устанавливает допускающие математическую формулировку количественные закономерности.
в) Психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа)
г) Праксиметрические методы - анализ процессов и продуктов деятельности (оценка изделий и выполненных работ)
д) Биографические методы - анализ фактов, дат и событий жизненного пути человека