Интерпретационные методы

a) Генетический (филогенетический, онтогенетический, социогенетический, исторический) – метод описания генетических связей и возрастной динамики.

b) Структурный (определяются взаимосвязи между частями и целым, т.е. функциями и личностью, отдельными параметрами развития и организмом в определенный момент его жизни) – метод описания структурно-динамических связей.

V. Тесты как метод психологического исследования

Термин "тест" был введен в конце прошлого века американским психологом Кеттелом. Широкое распространение и практическое значение тесты приобрели с тех пор, как Бине, совместно с Симоном, разработал свою систему тестов для определения умственного развития или одаренности детей, а Мюнстерберг несколько позднее начал разработку тестов в целях профессионального отбора.

Тесты в собственном смысле слова - это испытания, которые ставят своей целью градуирование, определение рангового места личности в группе или коллективе, установление ее уровня. Тесты являются специализированными методами псииходиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.

Стандартизованные тестовые методики (тесты-опросники) предполагают определённое количество тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, наличие вариантов ответов, математический аппарат обработки данных, возможность соотнесения полученных результатов со средне-нормативными значениями.

Нестандартизованные качественные методики (тесты-задания) предполагают качественный анализ – анализ способов выполнения задания, поведения в момент обследования, отношения к обследованию. Они применяются в основном для исследования психических процессов – памяти, внимания, мышления и др.

Проективные методики – в основе таких тестов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям (предполагается, что личностные особенности человека, особенности его эмоционального состояния «проецируются» на деятельность, отражаются в результатах).

Тема №2: Познавательные психические процессы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: