Управление – один из важнейших факторов функционирования фирм в условиях рыночной экономики.
Управление фирмой (менеджмент) – профессиональная деятельность на достижение намеченных целей путем рационального использования материальных трудовых ресурсов фирмы.
Формы, методы и структура органов управления конкретной фирмой зависят от ее масштаба и профиля. Мы рассмотрим общие черты в управлении любой фирмой.
Субъектами управления являются менеджеры (управляющие). Объектом управления является хозяйственная деятельность фирмы в целом, и ее основные элементы: трудовой коллектив, работники, факторы производства, природные ресурсы, научно-технический и информационный потенциал. Между субъектом и объектом существует прямая и обратная связь. Например, если менеджер определяет пропорциональную зависимость между результатами труда и величиной оплаты (прямая связь), работник стремится более эффективно работать (обратная связь).
Хозяйственная деятельность фирмы:
а) в любой отрасли экономики;
|
|
б) в любой сфере деятельности фирмы: НИОКР, производство, сбыт, финансы, если она направлена на получение прибыли как конечного результата.
На основе анализа потенциальных возможностей фирмы и внешней предпринимательской среды управляющие определяют общие и специфические цели фирмы (структура возможных целей дана во 2-ом вопросе темы). Например, общая цель – увеличение прибыли, специфическая цель – внедрение новых технологий, выход на новые сегменты рынка.
Управление фирмой предполагает взаимосвязь трех стадий: