Проблемы развития факторинговых услуг в России

Факторинговые операции являются относительно новым банковским продуктов для большинства российских банков. Некоторые уже успели приобрести ценный опыт по оказанию данных услуг, некоторые стоят только на пороге расширения своего продуктового ряда. Однако даже те банки, которые могут гордиться опытом работы в данном сегменте, ежедневно сталкиваются с множеством проблем, связанными с изменениями в законодательстве, необходимостью повышения качества предоставления факторинговых операций, оценки их рискованности и эффективности по сравнению с другими банковскими услугами, отсутствием информации для достоверного и полноценного финансово анализа клиентов и их дебиторов, отсутствием полной юридической проработки вопросов и оптимизацией внутрибанковских процессов, связанных с оказанием факторинговых услуг, минимизацией расходов, недостаточной просвещенностью хозяйствующих субъектов о сущности факторинга и его использовании в хозяйственной деятельности предприятиями. Для ряда других банков является проблемой не совсем ясное понимание о размере риска, который берет на себя банк при предоставлении факторинговых услуг, невозможность переложить данный риск на страховые компании; большие инвестиционные затраты на запуск факторинга. Также стоит отметить, что факторинговые операции являются очень трудоемкими и требующими наличие профессиональной команды в банке, имеющей опыт работы с подобными рода операциями. В результате не все банки могут позволить факторинговое обслуживание клиентов.

Определение проблем, препятствий и трудностей, возникающих при оказании факторинговых услуг, позволит многим участникам факторингового процесса, во-первых, получить представление о возможных проблемах, с которыми они столкнуться в будущем, а также заставит задуматься о возможных путях их решения, даст почву для совершенствования российского законодательства и повышения эффективности оказания факторинговых услуг в банке.

На сегодняшний день, по мнению большинства специалистов, основным фактором, сдерживающим широкую экспансию факторинговых услуг, является недостаточная определенность в законодательной сфере относительно трактовки экономической сущности факторинга и связанных с ним понятий, наличие противоречий в законодательстве, касающихся лицензирования факторинговых операций. На текущий момент факторинговые операции могут осуществлять только банки. Это право им дано ст. 5 Закона «О банках и банковской деятельности» и ст. 825 части второй Гражданского кодекса РФ, в которой говорится, что факторинговые операции разрешается проводить коммерческим (в т.ч. некредитным) организациям, но они должны получить лицензию. Однако закон о «Лицензировании деятельности коммерческих организаций по финансированию под уступку денежного требования» не принят, т.е. не определен орган, который бы занимался лицензированием факторинговой деятельности некредитных организаций. С другой стороны, в ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» факторинг не входит в перечень видов деятельности, подлежащей лицензированию. В судебной практике данная правовая коллизия приводит к тому, что при судебном рассмотрении появляются диаметрально противоположные решения относительно того, нужна или нет лицензия для ведения деятельности конкретным факторинговым компаниям. В связи с этим Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) в октябре 2005г выступило с предложением об отмене лицензирования проведения факторинговых операций, сделав соответствующие поправки к Гражданскому кодексу. В результате МЭРТ в 2004 году был разработан законопроект о внесении изменений в ст. 825 ГК РФ. Основная цель законопроекта – приведение ГК РФ в соответствие с ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». В результате принятия законопроекта факторинговая деятельность коммерческих организаций лицензироваться не будет. На текущий момент поправки в ГК РФ внесены не были, хотя их внесение было запланировано Правительством РФ на июль 2005г. Отмена лицензирования факторинговых операций изменит рынок факторинговых услуг, увеличится число его участников, а основными игроками на нем станут факторинговые компании. Так, согласно исследованиям МЭРТ, в «2001 году доля факторинга в ВВП РФ составляла 0,1%, в 2004 году – 0,5%. Если будет принят законопроект, то к 2008 году можно будет добиться того, что доля факторинга в ВВП страны составит 2,9%, а объем этого рынка приблизится к 800 млрд долларов»1.

Другой проблемой, ограничивающей использование факторинга, является законодательное ограничение на применение закрытого (конфиденциального) факторинга в России. Согласно ст. 30 (п. 1) главы 43 Гражданского кодекса РФ «Должник обязан произвести платеж финансовому агенту при условии, что он получит от клиента либо от финансового агента письменное уведомление об уступке денежного требования данному финансовому агенту и в уведомлении определено подлежащее исполнению денежное требование, а также указан финансовый агент, которому должен быть произведен платеж».

В отличие от широкой практики в западных странах предоставлять факторинговые операции без финансирования (только управление дебиторской задолженностью), в России предоставление подобного рода услуг ограничиваются главой 43 Гражданского кодекса РФ, где под факторингом понимается «финансирование под уступку денежного требования». В ГК РФ так определены характерные черты факторинга: «по договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование».

В отличие от обычного кредитования, предусматривающее обеспечение по сделке, факторинговые операции являются беззалоговыми, в связи с этим, более рискованными. Поэтому к финансовому состоянию клиента стоит подходить более внимательно и основательно. Предметом анализа также должны являться дебиторская задолженность клиента в целом, правовые взаимоотношения поставщика и дебитора (договор поставки), финансовое положение и дисциплина платежей передаваемого на факторинговое обслуживание дебитора. Одним из инструментов управления рисками при факторинге является система установления лимитов. Подход к лимитированию факторинговых сделок у разных банков свой: некоторые устанавливают максимальный размер риска на одного поставщика, на одного дебитора и на одну поставку, диверсифицируя тем самым свой кредитный портфель; другие устанавливают индивидуальные лимиты финансирования как на поставщика, так и на его дебиторов на основе результатов комплексной оценки их финансового положения, а также лимиты диверсификации2. Лимит диверсификации может быть установлен только в случае признания дебиторской задолженности поставщика удовлетворяющей критериям банка (отсутствие просрочек по погашению дебиторской задолженности, наличие четкая кредитная политика поставщика по отношению к покупателям, существование налаженной системы сбора дебиторской задолженности).

Однако при установлении индивидуальных лимитов банки всегда сталкиваются с проблемой нехватки информации для анализа. Объективной причиной, сдерживающей развитие факторинга, является недостаточная информационная открытость, достоверность финансовой отчетности российских компаний. Развитие факторинга возможно только при полной транспорентности компаний, понимания их структуры бизнеса, политики продаж и участников процесса реализации продукции, что способствует минимизации рисков мошенничества и недобросовестного исполнения своих обязательств.

Проблемы, связанные с нехваткой информации о клиенте и его покупателях, в зарубежных странах решается путем обращения банка в Кредитное бюро за досье Заемщика, в котором содержатся все необходимые сведения: кредитная история в прочих банках, текущая и историческая финансовая отчетность, сведения об имуществе, его обременении по другим кредитным договорам, о наличии собственности у Заемщика, исполнения своих обязательств перед бюджетом, наличие судебных решений и прочие существенные сведения о Клиенте. В России закон о кредитных бюро был принят лишь в конце 2004г3, который вступил в силу с 1 июня 2005г. Многие кредитные организации не спешат предоставлять информацию о своих заемщиках. Поэтому говорить о Кредитном бюро в России как источнике получения дополнительной информации о Заемщике пока не приходится. Другим источником информации могут служить базы данных стаистических служб (Госкомстат), информационно-аналитических служб (Скрин, Интегрум). От упомянутых источников можно получить отчетность предприятий, информацию о компаниях, размещенную в СМИ. Однако, привлечение сторонних организаций ведет к удорожанию факторинговых услуг, к тому же, поступающая от них информация не всегда является свежей (запаздывание поступления к ним отчетности предприятия может достигать 8 месяцев и более).

Проблема непрозрачности российских компаний обостряется на фоне неразвитости рынка страхования в части страхования финансовых рисков. Поэтому банки вынуждены создавать достаточные резервные фонды под возможные потери, что приводит к отвлечению денежных средств от более прибыльных проектов. В отличии от России, зарубежные компании активно прибегают к услугам страховых компаний. Страховая компания устанавливает лимит, в рамках которого готова принять на себя кредитные риски клиента (при факторинге с регрессом) и дебиторов (при работе с безрегрессым факторингом). В данном случае проблема оценки финансового состояния заемщика перекладывается на плечи страховщика. Тем не менее, банкам стоит быть более внимательным и аккуратным при выборе страхового агента, так как неплатежеспособность последнего не даст возможность банку компенсировать образовавшиеся потери по сделке. Банкам также стоить особое внимание уделять юридической стороне вопроса страхования: все страховые случаи должны быть четко определены, иначе у страховой компании возникнет возможность не выполнять обязательство по выплате страховых

Факторинговая операция отлична от кредитных операций и требует специальных процедур принятия решений и управления рисками. Необходимо делегирование полномочий по установлению лимитов на дебиторов либо малому кредитному комитету, либо другому органу/группе специалистов для более оперативного решения конкретных задач.

Высокая доля неплатежей, плохая дисциплина платежей со стороны дебиторов, недостаточная компетентность банков в области финансового анализа, оценки кредитоспособности клиентов, управления рисками.

Оформление залога по факторингу имеет свои нюансы и ограничения. Оформить обеспечение по дебитору не предоставляется возможным.

Одной из основных проблем, мешающих развитию факторинга является недостаточное понимание сути факторинговых операций, их возможностей и выгодности. Многие путают данную операцию с покупкой долга с дисконтом. Однако сущность факторинга в том, что данная операция не предусматривает работу с безнадежными долгами. С помощью факторинга решаются такие задачи, как управления текущей задолженностью, авансирование поставщиков до момента оплаты продукции покупателями, сбор дебиторской задолженности, систематизация ее учета и оценки.

Запуск факторинга требует немалых капиталозатрат, связанных с постановкой делаю Больших инвестиций требуют высококлассное программное обеспечение как для работы самого факторингового подразделения, так и для информационно-учетного сопровождения поставщика, оплата опытного персонала, привлечение консалтинговых и юридических служб в случае необходимости. Для построения факторингового подразделения в банке, отлаживания механизмов и технологий проведения факторинговых операций требуется в среднем от 8 до 12 месяцев, что является одним из препятствий для банка, желающих как можно быстрее выйти на точку окупаемости и выходу на определенный уровень рентабельности деятельности.

Несмотря на сложность проведения факторинговых операций, они пользуются большой популярностью, а спрос на факторинговые услуг со стороны компаний превышает предложение. Поэтому, существующие проблемы, связанные с оказанием факторинговых услуг, будут преодолеваться, а уровень качества их оказания повышаться.

Перспективы развития факторинга в России

Аккумулирование факторингом ряда функций является его основополагающим преимуществом перед другими формами финансирования. Особенно большое значение это имеет для предприятий малого и среднего бизнеса, которые не обладают достаточным объемом трудовых и финансовых ресурсов. Благодаря факторингу они могут достичь нескольких целей:

Ø ускорение и упрощение процедуры получения платежа по сравнению с аккредитивной формой расчетов;

Ø расширение спектра услуг для клиентов в более удобной для них форме;

Ø решение проблемы импортера, состоящей в приобретении товара (оказании услуги) у иностранного поставщика (юридического лица, зарегистрированного на территории зарубежного государства) на условиях отсрочки платежа, без открытия аккредитива или оформления банковской гарантии;

Ø упрочнение связей между импортером и иностранным поставщиком и, как следствие, насыщение товарных рынков конкурентоспособной продукцией;

Ø сокращение временных и материальных затрат за счет аккумулирования различных функций одним финансовым агентом.

По сравнению с такими инструментами финансирования международной торговли, как аккредитивы, банковские гарантии и иные распространенные методы организации платежей, факторинг представляет собой более широкий спектр услуг для клиентов в более удобной для них форме. Его преимущество перед обычным кредитованием заключается в том, что участники сделки экономят время, а если принять во внимание, что ускорение имеет четкий материальный эквивалент, то суммарная экономия оказывается еще большей. Внедрение факторинга проще и логичнее начинать со сферы внешней торговли: от прямого экспортного факторинга к взаимному и импортному факторингу.

Таким образом, можно выделить несколько направлений в перспективах развития факторинговых операций.

Во-первых, предоставление полного набора услуг в области международного факторинга. Потенциальный выход на международный рынок малых и средних предприятий- экспортеров приведет к повышению конкуренции, прежде всего неценовой, повышению доли экспорта на условиях открытого счета и, соответственно, к росту потребности в его факторинговом обслуживании.

Во-вторых, развитие внутреннего факторинга за счет использования различных вариантов факторингового обслуживания.

В-третьих, диверсификация деятельности фактор-фирм. Помимо операций с долговыми требованиями, они в перспективе будут оказывать консультацияонные услуги.

В-четвертых, использование фактор-фирмами нового, прогрессивного программного обеспечения для анализа и оптимизации собственных издержек, повышения качества обслуживания поставщиков и контроля за кредитом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: