Машины и крупная промышленность

В ходе промышленной революции возникает новый элемент производительных сил общества - машина, которая состоит из трех основных частей: машины-двигателя, передаточного механизма и машины-орудия или рабочей машины. Отдельные изолированные процессы (господствовавшие в мануфактуре) сменяются принципом непрерывности производственных процессов.

Первая промышленная революция: Текстиль и пар (1712-1830)

1712 г. — Ньюкомен изобретает паровой двигатель.

1733 г. — Джон Кей изобретает летучий челнок для ткацкого станка.

1764 г. — Джеймс Харгривз изобретает механическую прялку.

1769 г. — Ричард Аркрайт патентует прядильную машину с гидравлическим двигателем.

Джеймс Уатт патентует серию усовершенствований двигателя Ньюкомена.

1779 г. — Сэмюэль Кромптон оптимизирует механическую мюль-машину.

1785 г. — Эдмунд Картрайт патентует механический ткацкий станок.

1793 г. — Эли Уитни патентует систему очистки хлопка.

1807 г. — Роберт Фултон организует пароходное движение на реке Хадсона.

1830 г. — Джордж Стефенсон организует железнодорожное сообщение между Ливерпулем и Лондоном.

Изобретение нового двигателя вызвало переворот в организации транспорта. Создание и распространение механических транспортных средств историки-экономисты называют транспортной революцией.

Уже вскоре после появления паровой машины начались попытки создания пароходов. В 1802 г. американец Роберт Фултон построил в Париже лодку с паровым двигателем и продемонстрировал ее членам Французской академии. Однако ни академики, ни Наполеон, которому Фултон предлагал свое изобретение, не заинтересовались идей парохода.

Машинное производство позволило вовлечь в процесс труда не только взрослую мужскую рабочую силу, но также и женщин и детей. Происходит уменьшение цены труда за счет вовлечения женского и детского труда, что приводит к стремительному росту детской смертности до 100–260%.

Интеллектуальное одичание детей становится столь вопиющим, что общество осознает необходимость введения начального образования детей до 14 лет.

Парадоксально, но на первых порах машина выступает как средство удлинения рабочего дня. К этому подстегивает предпринимателей материальный и моральный износ машин. Однако удлинение рабочего дня входит в противоречие с интенсификацией труда. Условием интенсификации труда является сокращение рабочего дня. Объективной предпосылкой сокращения рабочего времени стало машинное производство. Это может быть достигнуто как путем роста скорости машин, так и увеличения количества машин, находящихся под контролем рабочего.

Промышленная революция создала адекватную материально-техническую базу для развития совершенной конкуренции в условиях рыночной экономики. Совершенная конкуренция предполагает:

1) множество покупателей и продавцов,

2) однородность товаров и услуг,

3) отсутствие ценовой дискриминации,

4) полную мобильность всех ресурсов,

5) абсолют­ную информированность о ценах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: