Эпоха просвещения и развитие белорусской культуры

Сосуществование и совмещение старых и новых тенденций и течений в архитектуре, общественной мысли, литературе, естествознании, философии становится нормой и свидетельствует о том, что XVIII в. был для Беларуси местом встречи двух культурных эпох. На смену старым взглядам идет идеология нового времени – Просвещение, с характерным для нее культом просвещения, разума, науки. На смену личности прошлого времени, человеку старых правил, набожному, ненавистнику чужого и нового, шляхетское окружение формирует новый идеал. Это человек разумный, рационалист и скептик, критик религии, открытый достижениям мировой культуры и новым ее веяниям, реформатор. Эти люди отдавали предпочтение художественному стилю эпохи Просвещения – классицизму (бороко считали старомодным), который стремился все подчинить законам разума, красоты и величественной простоты. В 1773 г. создана Адукацийная комиссия (1-ое созданное в Европе министерство народного образования). Она отменила преподавание в рамках школьных программ религии. Во 2-ой половине XVIII в. растет интерес к наукам естествознания. Создаются кабинеты в школах для опытных работ. Научным центром Беларуси являлась Виленская академия. Также большую роль играла основанная Антонием Тизенгаузом Гродненская медицинская школа. Возглавил ее в 1775 г. французский врач и натуралист Жан Жилибер. Он создал при школе кабинет естествознания, аптеку, анатомический театр и ботанический сад. Происходят качественные изменения в гуманитарных науках, которые обуславливались отходом их от теологии. Большую роль играли произведения просветителей: Вольтера, Руссо, Радищева, Козельского, Калантая, Сташица и др. История Беларуси нашла отражение в изданных Папроцким, Канарским, Догелем источниках по истории ВКЛ и РП и в труде польского историка Адама Марушевича «История польского народа». Идеи просвещения вызвали мощное противодействие церкви. В 80-ые годы XVIII в. была развернута целая антивольтеровская кампания. Но основоположники просвещения были окружены большим почетом. А.Тизенгауз даже приглашал поселиться на Беларуси Ж.-Ж. Руссо. Читать и собирать книги становится модным. В 1-ой половине XVIII в на Беларуси было 2 типографии, а во 2-ой – 11. Появилось и первое на белорусской земле издание «Gazeta Grodzenska» (1776-1783). Росли личные библиотеки: Несвижская (Радзивилы) – богатейшая в РП, библиотека Сапег, Храптовича в Щорсах. Развивалось меценатство: Агинский, Тизенгауз. Усадьбы магнатов становятся центрами культурной жизни. Магнаты окружали себя роскошью, выписывали из-за границы лучших архитекторов, музыкантов, художников (архитекторы Глаубиц, Сака, Спампани).

Театр.

Крепостные театры: Радзивилов в Несвиже (1740-90-ые гг.) и с 1751 по 1760 гг. – в Слуцке, в Слониме с 1771 по 1791 гг. театр Агинского, в Гродно с 1769 по 1789 гг. театр А.Тизенгауза. Русские помещики также имели театры на Беларуси: Чернышов в Могилеве и Чечерске, С.Зорич в Шклове (1778-1800). Все эти театры характеризуются высоким профессиональным уровнем. Магнаты принимали в свои театры местных и европейских мастеров (композиторы Альбертини, Голанд и др.; музыканты Данези, Ситанский и т.д.). Существовали балетные и музыкальные школы в Слуцке, Слониме, Несвиже, Гродно, Шклове, где дети мещан и крепостных крестьян обучались сценическому мастерству, танцам, пению, владению музыкальными инструментами. Воспитанники Гродненской школы Тизенгауза блистали на польской сцене и сложили ядро королевского балета, а выпускники шкловских балетных и музыкальных школ пополняли труппы императорских театров в Петербурге. В Театрах был богатый репертуар. Ставились оперы, балеты, трагедии, комедии. Крепостной театр Беларуси был уже полностью явлением светским.

Литература.

Постепенно начало преобладать светское направление. В конце XVIII в. на Беларуси печатались книги на польском, французском, латинском, итальянском, немецком, русском, еврейском и латышском языках. Стихи: классицизм и сентиментализм. Много польских писателей здесь родились (Карпинский, Дудинский, Ясинский и т.д.). Белорусская литература проявилась в политической сатире (т.к. легальной трибуны не было): «Указ гарачы», «Праспект», «Песнь руская» и т.д. В 1794 г. возникла «Песня беларускiх жаýнераý». Это первое в белорусской литературе непосредственное обращение к народу с призывом борьбы с царизмом. Видоизменяется жанровая структура: не первый план выходит поэзия. Развивалась комедийная поэзия – библейские сюжеты. В 1787 г. появилась первая многоактовая белорусская «Камедыя» Каэтана Марашэвского (центральный персонаж – белорусский крестьянин Дёмка). Здесь использовался белорусский язык, т.к. в «низких» жанрах это допускалось (комедия). В конце XVIII в. зарождается интерес к народной жизни, фольклору. Появляется первое этнографическое исследование «Описание Кричевского графства, или бывшего староства» А.К.Меера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: