Экономические издержки в краткосрочном периоде

Поскольку на изменение количества разных видов ресурсов, используемых в производственном процессе, требуется разное количество времени, необходимо выделять краткосрочный и долговременный периоды.

Краткосрочный период - это период времени, в течение которого объем производства может быть изменён путём увеличения или уменьшения количества сырья, материалов, труда и т.п. ресурсов. Производственные мощности предприятия в этом периоде остаются постоянными, но могут использоваться более или менее интенсивно. Т.е. в данном периоде часть ресурсов являются переменными, другие – постоянными, фиксированными.

Долгосрочный период - это период времени, достаточный для того, чтобы изменить количества всех занятых ресурсов, включая производственные мощности т.е. все ресурсы в этом периоде являются переменными.

Динамика объёма производства в краткосрочном периоде подчиняется закону убывающей отдачи. Согласно этому закону, последовательное присоединение к фиксированному количеству оборудования дополнительных единиц переменного ресурса (например, труда), начиная с определенного момента, приводит к уменьшению предельного продукта, т.е. продукта, получаемого в результате привлечения каждого дополнительного работника.

Результаты деятельности фирмы измеряются с помощью трех показателей:

1. Валовой продукт (ТР) – общий объем производства, измеренный в физических единицах.

2. Средний продукт (АР) – объем производства, рассчитанный на одну единицу переменного ресурса, например труда (L).

3. Предельный продукт (МР) – прирост валового продукта, связанный с применением дополнительной единицы переменного ресурса, например труда.

На рисунке 6.1 закон убывающей отдачи изображен графически. Кривая общего объёма производства (TР) проходит три фазы: на фазе возрастающей отдачи она поднимается вверх ускоряющимся темпом, затем на фазе убывающей отдачи темп её замедляется, на фазе отрицательной отдачи, достигнув максимального значения, начинает снижаться. Эти три фазы отражаются и в динамике предельной производительности (MP), которая вначале растёт, затем снижается и, достигнув нуля при максимальной величине объёма производства, приобретает отрицательное значение. При этом кривая предельной производительности пересекает кривую средней производительности (AP) в точке максимального значения последней. Средняя производительность вначале возрастает и, достигнув максимума, снижается.

Рис. 6.1. Закон убывающей отдачи

Действие закона убывающей отдачи проявляется в динамике издержек в краткосрочном периоде.

Поскольку ресурсы в краткосрочном периоде подразделяются на постоянные и переменные, различные виды издержек также могут отнесены к постоянным и переменным.

Постоянные издержки (ТFC) - это издержки, величина которых в краткосрочном периоде не меняется в зависимости от объёма производства. Постоянные издержки существуют и одинаковы при любом объёме производства, включая нулевой. К ним относятся издержки, связанные с использованием зданий и сооружений, машин и производственного оборудования, арендой, административные расходы и т.п.

Переменные издержки (TVC) - это издержки, величина которых меняется в зависимости от изменения объёма производства. К ним относятся затраты на сырьё, материалы, топливо, энергию, транспортные услуги, большую часть трудовых ресурсов и т.п. Чем больше объём производства, тем больше переменные издержки. Но прирост переменных издержек не является постоянным: вначале они увеличиваются уменьшающимися темпами, затем возрастающими. Такая динамика переменных издержек определяется законом убывающей отдачи. Пока предельный продукт увеличивается, прирост переменных ресурсов для производства каждой дополнительной единицы продукции уменьшается и переменные издержки растут уменьшающимися темпами. Но как только предельный продукт начинает падать, для производства каждой дополнительной единицы продукции требуется всё большее количество переменных ресурсов, и переменные издержки увеличиваются возрастающими темпами.

Различие между постоянными и переменными издержками имеет важное значение. Переменные издержки - это затраты, которыми предприниматель может управлять, величина которых может быть изменена в течение краткосрочного периода путём изменения объёма производства. Величина постоянных издержек находится вне контроля владельцев предприятия, они должны быть оплачены независимо от объема производства.

Сумма постоянных и переменных издержек называется валовыми издержками (ТС).

TC = TFC + TVC

Валовые издержки при нулевом объеме производства равны постоянным издержкам, затем при производстве каждой дополнительной единицы продукции возрастают на величину переменных издержек. Причем, как у переменных издержек, вначале их рост происходит уменьшающимися темпами, а затем возрастающими.

Рис. 6.2. Общие издержки

Кроме общих издержек, т.е. издержек, связанных с производством всего объёма продукции, рассчитываются средние издержки, т.е. издержки в расчете на одну единицу продукции.

Средние постоянные издержки (AFC) - определяются путём деления суммы постоянных издержек на количество продукции. С увеличением количества производимой продукции средние постоянные издержки снижаются.

Средние переменные издержки (AVC) - определяются путем деления суммы переменных издержек на количество продукции.

Средние переменные издержки сначала снижаются, достигают своего минимума, затем возрастают. Такая их динамика объясняется законом убывающей отдачи. Пока предельный продукт растёт, всё меньше и меньше дополнительных переменных ресурсов требуется для производства дополнительного количества продукции, в результате средние переменные издержки снижаются. Снижение предельного продукта на определенном этапе требуют увеличения переменных ресурсов для производства каждой дополнительной единицы продукции и средние переменные издержки будут увеличиваться.

Средние валовые (общие) издержки (AC) определяются путем деления валовых издержек на количество продукции или путём суммирования средних постоянных и средних переменных издержек.

; AC = AFC+AVC

Подобно средним переменным издержкам, средние валовые издержки сначала уменьшаются, затем, достигнув минимума, возрастают. Отличие их динамики от изменения средних переменных издержек заключается в том, что они достигают минимума при большем объеме продукции, что является результатом положительного эффекта, полученного от экономии на постоянных издержках.

Значение средних издержек заключается в использовании их для сравнения с ценой.

С производством единицы продукции связан еще один вид издержек - предельные издержки. Предельные издержки (МС) - это дополнительные издержки, связанные с производством добавочной единицы продукции. Количественно они определяются путём деления изменения суммы валовых издержек на изменение количества продукции.

;

Изменение предельных издержек также является следствием закона убывающей отдачи: при данном уровне цены (издержек) на переменные ресурсы растущая отдача будет выражаться в падении предельных издержек, а убывающая отдача – в росте предельных издержек. При этом предельные издержки выравниваются со средними валовыми и средними переменными издержками в точках их минимального значения. Это объясняется тем, что пока средние валовые (или переменные) издержки превышают предельные, они снижаются, достигнув уровня предельных, и затем превысив их, начинают расти.

Рис. 6.3. Издержки на единицу продукции

3. Экономические издержки в долгосрочном периоде. Формы дохода.

В долгосрочном периоде все ресурсы и, следовательно, все издержки становятся переменными. Поэтому в этом периоде не проводится различие между постоянными и переменными издержками, и речь идет только о валовых издержках, средних валовых и предельных.

Фирма в долгосрочном периоде стремится расширить производство, снижая свои средние валовые издержки. Этому снижению способствует положительный эффект масштаба, возникающий в результате специализации труда, специализации управленческого персонала, возможности эффективного использования капитала и производства побочных продуктов. Но со временем расширение фирмы может привести к росту издержек производства. Действие положительного эффекта масштаба сменяется действием отрицательного эффекта масштаба. Основная причина этого связана с возникающими управленческими трудностями при координировании деятельности крупномасштабного предприятия.

Долгосрочные средние валовые издержки сначала снижаются, затем начинают расти. Если положительный эффект масштаба быстро исчерпывается, а отрицательный долгое время не начинает действовать, то долгосрочные средние валовые издержки при некоторых объемах производства остаются неизменными. В отраслях с такими условиями формирования издержек оказываются одинаково эффективными фирмы, производящие разное количество продукции от Q1 до Q2. Такими являются отрасли по производству мебели, деревообработка, пищевые предприятия и т.д.

Рис.6.4. Долгосрочные средние валовые издержки

Если положительный эффект масштаба является очень продолжительным, а отрицательный – отдаленным, средние валовые издержки достигают минимума при значительном объёме производства (Q1). Наиболее эффектными в данной отрасли становятся крупномасштабные предприятия. Такова ситуация в автомобилестроении, металлургии и других отраслях тяжелой промышленности.

Рис.6.5 Долгосрочные средние валовые издержки

Если положительный эффект масштаба быстро исчерпывается и сменяется отрицательным, то минимальные издержки достигаются при относительно небольшом объеме производства (Q1), и наиболее эффективными в этих отраслях будут мелкие предприятия. К таким отраслям относятся сельское хозяйство, розничная торговля, хлебопекарная, швейная, обувная промышленность и т.п. отрасли.

Рис.6.6 Долгосрочные средние валовые издержки

Переменных ресурсов может быть несколько. Например, один и тот же выпуск продукции может быть обеспечен с большим или меньшим применением труда (L) и капитала (K). Если количество труда увеличится, то количество капитала снизится и наоборот. Если мы соединим все сочетания ресурсов, использование которых обеспечивает одинаковый объём выпуска продукции, то получим производственную функцию или изокванту.

Рис. 6.7. Изокванта

Изокванта, или кривая постоянного (равного) продукта, - кривая, представляющая бесконечное множество комбинаций ресурсов, обеспечивающих одинаковый выпуск продукции. Как и в случае с кривыми безразличия, углу наклона изокванты соответствует предельная норма технологической замены (MRTS) одного ресурса другим.

Каждому объему выпуска будет соответствовать особое положение изоквавнты. Изобразив одновременно несколько изоквант мы получим их карту.

Анализ с помощью изоквант имеет недостаток, т.к. использует только натуральные показатели затрат ресурсов. Максимизировать выпуск при данных издержках позволит прямая равных издержек, или изокоста.

Рис. 6.8. Изокоста

Изокоста (кривая равных издержек) – показывает различные комбинации ресурсов, которые могут быть приобретены при фиксированном уровне расходов.

Угол наклона изокосты равен отношению цен на ресурсы ().

Касание изокосты с изоквантой определяет положение равновесия производителя, поскольку позволяет достичь максимального объёма производства при имеющихся ограниченных средствах, которые можно затратить на покупку ресурсов.

Рис. 6.9. Равновесное положение производителя

Формы дохода.

Доход, как экономическая категория, представляет собой денежное поступление от собственности на ресурсы или предпринимательской деятельности. Различают следующие виды дохода от предпринимательской деятельности:

Валовой доход (TR) – это доход, который получает фирма от продажи всей продукции;

TR=Р*Q;

TR – выручка от реализации продукции фирмы;

Средний доход (AR ) – это доход, который приходится на единицу продукции:

Предельный доход (MR) это дополнительный доход, который приносит каждая дополнительно производимая единица продукции.

4. Основные модели рынка.

Существующие модели рынка подразделяются на совершенную и несовершенную конкуренцию.

Рынку совершенной или чистой конкуренции присущи следующие черты:

а) существует очень большое число мелких фирм, на долю каждой из которых приходится менее одного процента продаж. Это означает, что ни одна из них не способна влиять на цену продукта и должна приспосабливаться к рыночным ценам производимого отраслью товара. В условиях совершенной конкуренции кривая спроса на продукцию фирмы будет всегда абсолютно эластична.

Рис.7.1. Кривая спроса фирмы в условиях совершенной конкуренции

б) фирмы производят стандартизированную продукцию (например, пшеницу). Покупателю абсолютно безразлично, товар какой фирмы покупать;

в) практически полностью отсутствует неценовая конкуренция;

г) новые фирмы могут легко войти в отрасль и выйти из нее. Не существует никаких серьезных барьеров этому процессу;

д) предполагается абсолютная информированность производителей и потребителей.

В действительности чистая конкуренция довольно редка, только некоторые из рынков приближаются к ней (например, рынок зерна, ценных бумаг, иностранной валюты). Это не означает, что анализ функционирования конкурентного рынка - неуместное занятие. Чистая конкуренция является стандартом для сравнения и оценки эффективности реальной экономики.

Рынок с несовершенной конкуренцией представлен чистой монополией, олигополией и монополистической конкуренцией.

Чистая монополия является противоположностью чистой конкуренции. Характерные черты данной рыночной структуры:

а) фирма-монополист является единственным производителем товара, т.е. понятия «фирма» и «отрасль» совпадают;

б) продукт фирмы уникален, т.е. не имеет близких, родственных заменителей;

в) существование монополии зависит от существования барьеров для вступления. Монополия возникает тогда, когда барьеры для вступления в отрасль велики. Монополия полностью закрыта для входа в отрасль новых фирм. Барьеры могут быть экономическими, техническими, юридическими и другими;

г) фирма-монополист осуществляет значительный контроль над ценой. Поскольку она выступает как отрасль, кривая спроса фирмы является рыночной кривой спроса.

Таким образом чистая монополия существует в отраслях, в которых весь объем производства сосредоточен на одном крупном предприятии, к ним относятся газовая промышленность, электроэнергетика, железнодорожный транспорт. Следует подчеркнуть, что чистая монополия может иметь не общегосударственный, а территориальный характер. К территориальной чистой монополии относится, например, городской метрополитен.

К основным признакам монополистической конкуренции относятся:

1. Монополистическая конкуренция возникает в отраслях, в которых функционирует относительно большое количество фирм.

2. Каждая фирма обладает небольшой долей рынка, поэтому имеет ограниченный контроль над рыночной ценой.

3. Большое количество фирм в отрасли исключает взаимную зависимость между ними, согласованные действия с целью ограничения объёма производства или повышение цен практически невозможны.

4. Монополистическая конкуренция развивается в отраслях, выпускающих дифференцированную продукцию, т.е. продукцию, отличающуюся по качеству, предоставлению услуг, связанных с продажей товара, на основе размещения и доступности, стимулирования сбыта и упаковки.

5. В результате дифференциации продукта для данной модели рынка, наряду с соперничеством по ценам, характерно развитие неценовой конкуренции.

6. В отрасли с монополистической конкуренцией вступить достаточно легко, однако, могут существовать некоторые финансовые барьеры, фирмы могут владеть патентами, лицензиями, торговыми марками.

Итак, под монополистической конкуренцией понимаются отрасли, состоящие из относительно большого числа некрупных фирм, выпускающих дифференцированную продукцию, между которыми отсутствует взаимная зависимость и возможность заключения тайного сговора, фирмы ведут как ценовую, так и неценовую конкуренцию, и не имеют значительных барьеров для вступления в отрасль. Монополистическая конкуренция существует в легкой, мебельной промышленности, розничной торговле, сфере услуг и некоторых других сферах хозяйства.

К основным признакам олигополии относятся:

1. Немногочисленность, т.е. относительно малое количество фирм, господствующих на олигополистическом рынке.

2. Обладание значительной долей рынка каждой олигополистической фирмой.

3. Всеобщая взаимозависимость и необходимость для каждой фирмы взвешивать возможные ответные действия конкурентов в случае изменения ее ценовой политики.

4. Продукция в олигополистической отрасли может быть как стандартизированной, так и дифференцированной.

5. Развитие неценовой конкуренции, особенно в условиях олигополии с дифференцированной продукцией.

6. Причинами, лежащими в основе развития олигополии, являются различные барьеры для вступления в отрасль, такие, как эффект масштаба, владение патентами, сырьем, значительные расходы на рекламу, эффект слияния.

Примером отраслей с развитием олигополии являются металлургическая, машиностроительная и химическая промышленность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: