Группировки, построенные за один и тот же период времени, но для разных регионов или, наоборот, для одного региона, но за два разных периода времени, могут оказаться несопоставимыми из-за различного числа выделенных групп или неодинаковости границ интервалов. Для того чтобы привести такие группировки к сопоставимому виду (это позволяет провести их сравнительный анализ), используется метод вторичной группировки. Суть метода состоит в перегруппировке единиц объекта без обращения к первичным данным.
Вторичная группировка - операция по образованию новых групп на основе ранее построенной группировки.
Применяют два способа образования новых групп.
Первым, наиболее простым и распространенным способом является объединение первоначальных интервалов. Он используется в случае перехода от мелких к более крупным интервалам, а также когда границы новых и старых интервалов совпадают.
Второй способ получил название долевой перегруппировки и состоит в образовании новых групп на основе закрепления за каждой группой определенной доли единиц совокупности. Этот способ потребляется, когда необходимо в ходе перегруппировки данных определить, какая часть (доля) единиц совокупности перейдет из старых групп в новые.
|
|
Рассмотрим первый способ проведения вторичной группировки. Возьмем две группировки кредитов по сроку выдачи за ноябрь и декабрь (табл. 3.16 и 3.17).
Таблица 3.16
Группировка кредитов коммерческих банков по сроку выдачи, ноябрь 1995 г. (данные условные)
№ п/п | Группы кредитов по сроку выдачи, месяцев | Число заключенных договоров, % от их общего количества | Сумма выданных кредитов, % от общей суммы |
1-3 3-6 6-12 Более 12 | 87,05 10,43 1,80 0,72 | 66,87 24,86 8,17 0,10 | |
Итого | 100,00 | 100,00 |
При анализе результатов двух группировок прежде всего их необходимо привести к сопоставимому виду, перегруппировав данные первой группировки. Для этого данные (табл. 3.16) первой и второй групп объединяют вместе, образовав одну группу краткосрочных кредитов. В эту группу включаются все кредиты, выданные в ноябре на срок от 1 до 6 месяцев. Данные третьей и четвертой групп полностью переносятся в табл. 3.18, в которой представлены результаты вторичной группировки кредитов коммерческих банков, выданных в ноябре и декабре.
При анализе результатов двух группировок прежде всего их необходимо привести к сопоставимому виду, перегруппировав данные первой группировки. Для этого данные (табл. 3.16) первой и второй групп объединяют вместе, образовав одну группу краткосрочных кредитов. В эту группу включаются все кредиты, выданные в ноябре на срок от 1 до 6 месяцев. Данные третьей и четвертой групп полностью переносятся в табл. 3.18, в которой представлены результаты вторичной группировки кредитов коммерческих банков, выданных в ноябре и декабре.
|
|
Таблица 3.17
Группировка кредитов коммерческих банков по сроку выдачи, декабрь 1995 г. (данные условные)
№ п/п | Группы кредитов по сроку выдачи, месяцев | Число заключенных договоров, % от их общего количества | Сумма выданных кредитов, % от общей суммы |
Краткосрочные (1-6) Среднесрочные (6-12) Долгосрочные (более 12) | 86,54 1,92 11,54 | 97,91 1,70 0,39 | |
Итого | 100,00 | 100,00 |
Таблица 3.18
Группировка кредитов коммерческих банков по сроку выдачи, ноябрь - декабрь 1995 г. (данные условные)
№ п/п | Группы кредитов по сроку выдачи, месяцев | Число заключенных договоров, % от их общего количества | Сумма выданных кредитов, % от общей суммы | ||
ноябрь | декабрь | ноябрь | декабрь | ||
Краткосрочные (4-6) Среднесрочные (6-12) Долгосрочные (более 12) | 97,48 1,80 0,72 | 86,54 1,92 11,54 | 91,73 8,17 0,10 | 97,91 1,70 0,39 | |
Итого | 100,00 | 100,00 | 100,00 | 100,00 |
Теперь можно сравнить итоги группировки ноябрьских и декабрьских кредитов. Доля заключенных договоров по краткосрочным кредитам снизилась почти на 11 процентных пунктов, доля среднесрочных кредитов осталась без изменения, а количество долгосрочных кредитов в анализируемом периоде значительно возросло. Несмотря на эти изменения, в декабре, так же как и ноябре, в структуре суммы выданных кредитов преобладающую долю занимали краткосрочные кредиты, затем следовали среднесрочные, а на последнем месте - долгосрочные кредиты,
Более сложным является способ долевой перегруппировки, Применение его рассмотрим на следующем примере. В табл. 3.19 приведены данные о распределении семей по размеру площади, приходящейся на одного человека по двум регионам.
Таблица 3.19
Группировка семей по размеру жилой площади, приходящейся на одного человека по двум регионам в 1995 г.
Первый регион | Второй регион | ||||
№ группы | группы семей по размеру жилой площади, приходящейся на одного человека, м2 | доля семей, % к итогу | № группы | группы семей по размеру жилой площади, приходящейся на одного человека, м2 | ДОЛЯ семей, % к итогу |
До 5 5-6 7-8 9-12 13-14 15-19 20 и более | 3,6 11,4 19,4 37,8 11,1 13,0 3,7 | До 5 5-10 11-15 16-19 20 и более | 6,2 46,3 28,5 10,8 8,2 | ||
Итого | 100,0 | Итого | 100,0 1 |
Как видно из табл. 3.19, семьи первого региона разбиты на семь групп, а второго - на пять. Чтобы привести данные к сопоставимому виду, произведем перегруппировку семей второго региона, Для этого придется раздробить группы. Так как границы первой группы одинаковы у обеих группировок, то проведение каких-либо изменений нецелесообразно. Вторую группу (5-10) необходимо разделить на три группы: семьи, в которых на одного человека приходится 5 и 6 м2, должны образовать вторую группу; семьи, где на человека приходится 7 и 8 м2, - третью группу, а где 9 - 10 м2, следует включить в четвертую группу. Таким образом, вторую группу в группировке семей второго региона следует разбить на три равные по величине интервала группы. При разбивке семей по группам полагают, что их распределение внутри группы 5-10 равномерное. Тогда 1/3 семей группы 5-10 войдет в группу 5-6, 1/3 - в группу 7 - 8, а оставшаяся часть должна быть включена в группу 9-12. Кроме того, в эту группу следует включить и часть семей из следующей третьей группы (11 - 15), т. е. семьи, в которых приходится 11 и 12м2 жилой площади на одного человека. Поэтому 40% семей третьей группы надо включить в группу 9-12. Для составления группы 13-14 необходимо взять 40% семей группы 11 - 15. В группу 15-19 войдут оставшиеся 20% семей группы 11 - 15, т. е. семьи, в которых приходится на одного человека 15 м2, и все семьи группы 16 - 19. Перегруппировка последней группы, как и первой, не нужна. Результаты перегруппировки представлены в табл. 3.20.
|
|
Таблица 3.20
Группировка семей по размеру жилой площади, приходящейся на одного человека по двум регионам в 1995 г.
№ группы | Группы семей по размеру жилой площади, приходящейся на | Доля семей в процентах к итогу | |
одного человека, м2 | первый регион | второй регион | |
До 5 | 3,6 | 6,2 | |
5-6 | 11,4 | 1/3x46,3=15,43 | |
7-8 | 19,4 | 1/3x46,3=15,43 | |
9-12 | 37,8 | (46,3-2x15,43)+ +(0,4х28,5)=26,84 | |
13-14 | 11,1 | 0,4x28,5=11,4 | |
15-19 | 13,0 | 0,2x28,5+10,8=16,5 | |
20 и более | 3,7 | 8,2 | |
Итого |
Из приведенной группировки следует, что размер жилой площади на одного человека во втором регионе менее дифференцирован, чем в первом.