Вопрос 13.4.Взаимосвязь внутренних и внешних цен

Важное значение для ус­тановления особенностей механизма формирования цен на эк­спортируемые и импортируемые товары имеет анализ связей этих цен с внутренними ценами стран. Эта связь носит двусто­ронний характер: внешнеторговые цены влияют на внутрен­ние, а внутренние — на внешнеторговые. Харак­терной особенностью взаимодействия внутренних и внешнетор­говых цен выступает расхождение их уровней. Это расхожде­ние обусловливается следующими причинами:

Pобособленностью внутренних рынков от мирового;

Pторгово-экономическими особенностями мирового рынка по сравнению с товарным обменом в рамках отдельных стран.

Обособленность внутренних рынков состоит в том, что меж­ду ними и мировой торговлей существуют экономические гра­ницы в форме тарифных и нетарифных барьеров (пошлины, пограничные налоги, компенсационные сборы, субсидии, амор­тизационные, налоговые, транспортные, кредитные и прочие льготы). Они обусловливают различия в нормах прибыли и уровне затрат в ценах товаров внутренней и международной торговли. Чем сильнее степень обособления национальных рынков от мирового, тем слабее связь между процессами ценообразования, которые протекают на этих рынках, и тем больше различия в уровнях внутренних и внешнеторговых цен.

Теоретически и практически можно выделить три типа таких обособлений:

Pполная замкнутость внутренних рынков;

Pчастичное обособление;

Pсвободное движение товаров между внутренним и мировым рынками.

При полном обособлении национального рын­ка от мировой торговли, проявляющемся в отсутствии движе­ния товаров между ними, ценообразование на внутреннем рын­ке определяется внутренними затратами и основой цен служат национальные затраты труда. Обратная ситуация может возникать в условиях, когда внутренний рынок не отделен от мирового. В этом случае при отсутствии тарифных и нетарифных барьеров внутренняя тор­говля сливается с мировой, хотя это и нетипично, поскольку го­сударства в той или иной мере защищают национальную эконо­мику. На практике чаще всего встречается частичное, неполное обособление, при котором процессы ценообразования на внут­реннем и мировом рынках протекают во взаимодействии. Та­кое взаимодействие осуществляется по каналам экспорта и импорта.

Рассматривая степень взаимодействия внутренних цен и цен мировой торговли, следует отметить, что цены мировой торговли с большей силой влияют на внутренние цены, чем внутренние на мировые. Цены мировой торговли воздействуют через импорт на увеличение предложения товаров в рамках на­ционального рынка и действуют в направлении снижения внут­ренних цен.

Внутренние цены влияют на цены мировой торговли, прежде всего размерами обращающейся на мировом рынке товарной массы, т.е. предложением. Масштабы такого влияния зависят от доли экспорта определенного товара данной страны в обще­мировом объеме экспорта. Кроме того, экспорт может снижать предложение и увеличивать спрос на товары национального производства и таким образом способствовать повышению внутренних цен.

На соотношение внутренних цен и цен мировой торговли оказывают влияние направление, размеры и характер тарифных и нетарифных барьеров, которые не одинаковы в разных странах по товарам, а также по экспорту и импорту. Однако для их совокупного влияния характерна одна закономерность: чем больше степень государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, тем значительнее отклонение внутренних цен от цен мировой торговли. Это обусловлено тем, что на внутренние цены введение и увеличение внешнеторговых барьеров при ввозе в страну товаров действует в направлении их повышения, а при ввозе – понижения.

Особенности мирового рынка влияют на цены международ­ной торговли и их взаимосвязь с внутренними ценами разно направленно. С одной стороны, открытый характер, широта то­варной номенклатуры и разнообразие каналов товародвижения создают условия для более острой конкурентной борьбы, что действует в направлении выравнивания этих цен и формирова­ния относительно низкого их уровня. С другой стороны, терри­ториальная протяженность мирового рынка, регионализм и множественность обслуживающих его валют, наоборот, затруд­няют выравнивание цен как непосредственно на мировом рын­ке, так и между мировыми и внутренними рынками различных стран. Соотношение внутренних цен и цен мировой торговли труд­но поддается количественному анализу. Это объясняется тем, что понятие цены мировой торговли весьма неопределенно. Две пятых внешнеторгового оборота осуществляются в рамках транснациональных корпораций по трансфертным ценам, ко­торые отражают внутрикорпорационные интересы.

Торговля в рамках ЕС ведется во многом по регулируемым ценам. Следова­тельно, глобального мирового рынка как некой совокупности покупателей и продавцов из всех стран мира не существует. В качестве мировых цен на самом деле выступают цены отдель­ных сообществ государств, регионов или внешнеторговые цены стран-лидеров. Трудности сопоставлений внутренних и цен ми­ровой торговли связаны также с приведением их к так называе­мому условному подобию по качеству, условиям поставки, сфе­ре действия цены и другим параметрам. Поэтому любое сравне­ние страдает некоторой условностью.

Мировой опыт по­казывает, что преобладающим вариантом ценовых расхожде­ний между внутренними ценами и ценами международной тор­говли выступает превышение внутренних цен над внешнетор­говыми как по экспортируемой, так и особенно по импортируе­мой продукции. Для отдельных стран и товаров возможен и до­пустим более высокий уровень экспортной цены по сравнению с внутренней, поскольку создаются дополнительные стимулы для вывоза товаров. Такая ситуация долгое время была типич­ной для нашей страны, когда дешевое сырье и рабочая сила, ре­гулирование внутренних цен позволяли осуществлять эффек­тивные внешнеторговые сделки. В целом в международной торговле тенденция превышения уровня внутренних цен над внешнеторговыми по экспортируе­мым товарам выступает в сглаженной форме, так как при эк­спорте развитые страны, стимулируя вывоз продукции, макси­мально уменьшают барьеры между внутренним и внешним рынками.

Превышение импортных цен над внутренними может иметь место лишь в редких случаях, например, в условиях дефицита товаров либо государственного регулирования цен в импорти­рующей стране, при объявлении эмбарго. В других случаях бо­лее высокий уровень импортных цен при прочих равных усло­виях экономически необоснован и неприемлем для любой стра­ны, так как означает убыточность и неэффективность такого импорта.

Формирование внешнеторговых цен на более низком уровне по сравнению с ценами внутренних рынков объясняет­ся рядом причин. Во-первых, поставки на мировой рынок осу­ществляют, как правило, наиболее конкурентоспособные ком­пании, фирмы стран-экспортеров, т.е. производители с передо­вой технологией, высоким техническим и организационным уровнем производства и, соответственно, с наиболее низкими затратами. Во-вторых, в мировой торговле имеет место более ос­трая, чем на внутренних рынках конкуренция, которая дей­ствует в направлении снижения цен товаров основных постав­щиков. В-третьих, увеличение масштабов сбыта за счет внеш­ней торговли позволяет экспортерам шире использовать скид­ки с цен за увеличение количества и объемов партий реализуе­мых товаров. Четвертой причиной более низкого уровня цен мирового рынка по сравнению с внутренними является исполь­зование странами различных форм стимулирования экспорта. Производители с более низкими в масштабах национального хозяйства затратами, получая экспортные субсидии, переори­ентируются с внутреннего рынка на мировой.

В результате на внутреннем рынке остаются производители с более высокими затратами. Одновременно сокращается предложение товаров на внутреннем рынке, что в совокупности приводит к формирова­нию относительно высоких внутренних цен.

Примечательно, что формирование более высокого по срав­нению с мировой торговлей уровня цен на внутренних рынках характерно для стран независимо от уровня их развития. Стра­на может в целом по национальному хозяйству опережать сред­немировой уровень развития и, тем не менее, цены на внутрен­нем рынке данной страны будут выше ее экспортно-импортных цен. Объяснить такое положение можно тем, что для соотноше­ния внутренних и внешнеторговых цен важен не абсолютный уровень развития и, следовательно, не абсолютные средне национальные затраты на производство продукции, поступающей в каналы внешней торговли.

Определяющее значение имеют сравнительные национальные издержки на производство това­ров в отдельных отраслях национального хозяйства, прежде всего сравнительный уровень затрат по экспортируемой и им­портируемой продукции. Именно принцип сравнительных из­держек лежит при нормальных условиях хозяйствования в ос­нове участия любой страны в международной торговле.

Действие принципа сравнительных издержек позволяет при прочих равных условиях (отсутствие неэквивалентного обмена, внеэкономического принуждения и т.д.) получать выгоды от участия в мировой торговле даже странам, которые по общему уровню развития уступают среднемировым параметрам. Даже при таком положении страна, основываясь на разнице среднего уровня затрат, с одной стороны, по экспортируемой, с другой, импортируемой продукции, может получать выгоду от между­народного обмена, которая возникает в связи с вывозом продук­ции наиболее эффективных, с низкими затратами в ее нацио­нальных условиях отраслей и ввозом товаров, собственное про­изводство которых дороже импорта.

На формирование внешнеторговых цен и складывающихся пропорций между ними и внутренними ценами, интенсивность товарных потоков влияют отличия в уровнях экономического развития и жизни населения, структурах экономики разных стран. Сравнение цен по отдельным товарным группам в раз­ных странах дает возможность проследить следующие законо­мерности. Различия в пропорциях цен между странами с высо­ким и низким уровнями экономического развития (что харак­теризуется показателем валового внутреннего продукта на ду­шу населения) весьма значительны. Продукты питания, одеж­да и обувь, бытовые приборы являются относительно дорогосто­ящими в менее развитых странах с низким уровнем доходов на­селения. Жилье, топливо и энергия, медицинское обслужива­ние, досуг и образование имеют более высокие цены в странах с высоким уровнем экономического развития и доходов населе­ния.

Как оптовые, так и розничные цены формируются под влия­нием включения в них различной доли налогов для покрытия расходов в отраслях, связанных с удовлетворением националь­но-государственных интересов (науки, образования, здравоох­ранения и др.).

В странах, где используется страховая медици­на и платное образование, на финансирование непроизвод­ственной сферы не требуется значительных налоговых изъятий. В цены товаров закладываются меньшие расходы на воспроизводство непроизводственной сферы, чем в цены тех же товаров в странах с бесплатными образованием и здравоохранением.

Поэтому сохранение таких норм социальной защиты неизбежно определяет относительно более высокий уровень внутренних цен товаров, обусловленный менее эффективной распределительной системой, по сравнению с ценами в других государствах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: