Вопрос 13.2. Цены мировых открытых рынков

Открытый рынок характеризуется тем, что цена на нем образуется путем взаимодействия продавцов и покупателей с их неограниченным доступом при отсутствии неценовых рыночных ограничений. Продавцами и покупателями могут быть как государственные, так и частные предприятия, а также отдельные лица. Здесь преобладают разовые сделки, а цены обладают тенденцией к гибкому и достаточно динамичному изменению.

Биржевые котировки представляют собой цены на отдель­ные товары, устанавливаемые в организованных и постоянно действующих центрах международной торговли, называемых биржами. Главной целью осуществления биржевых продаж является формирование цены на товары, для которых соотношение спро­са и предложения подвержено колебаниям. При этом проведе­ние биржевых торгов позволяет не только установить цену на товар, но и прогнозировать ее возможное изменение в будущем, а также выявить тенденции возможного изменения соотноше­ния между спросом и предложением. Биржевые котировки устанавливаются котировальной комиссией биржи и характеризуют состояние мирового рынка биржевых товаров. Они публикуются два-три раза в день и поэтому являются вполне доступными.

Биржевые котировки непосредственно зависят от складывающегося соотношения между спросом и предложением товара на мировом рынке и являются достаточно объективными. Они не устаревают, постоянно меняются в зависимости от складывающейся конъюнктуры мирового рынка и в какой-то мере опережают имеющуюся информацию о состоянии мирового рынка, определяя его возможности развития в будущем. Биржевые котировки широко используются в практике международной торговли. Они являются своего рода ориентиром для продавцов товаров, непосредственно не пользующихся услугами бирж. Например, пшеница является биржевым това­ром и для нее известны биржевые котировки на основных международных зерновых биржах. Продавцы пшеницы могут не­посредственно заключить контракт на ее поставку зарубежно­му покупателю. Заключая такой контракт, они будут учиты­вать биржевые котировки на пшеницу на основных международных зерновых биржах, которые находятся в Чикаго, Винни­пеге, Лондоне, Роттердаме и Милане.

Становление и развитие международной биржевой деятель­ности начиналось со сделок с реальным товаром. Однако эволю­ция биржевой деятельности сохранила сделки с реальным това­ром, а также привела к совершению сделок на товары, которые могут быть произведены и поставлены в будущем. В последнем случае получила распространение продажа права на реальный товар. В результате в биржевой деятельности сложилась пра­ктика заключения трех видов сделок: сделки на реальный товар; фьючерсные (срочные) сделки; хеджирование.

При наличии реального товара возможны два вида сделок: стоп (кэш)-сделки и форвардные сделки. В первом случае заключается контракт на немедленную поставку реального товара по согласованной сторонами цене. Товар при этом может:

Pнаходиться во время торга на территории биржи в принад­лежащих ей складах;

Pпоступать на биржу в день торга до окончания биржевого собрания;

Pнаходиться в момент заключения сделки в пути в адрес биржи;

Pбыть отгруженным или готовым к отгрузке и находящимся на складе продавца.

Форвардные сделки предполагают поставку реального товара в будущем. Цена его в этом случае фиксируется во время заключения контракта. Одновременно оговариваются сроки поставки.

Фьючерсные сделки предполагают продажу права пока еще на не существующий товар. Объектами сделки в этом случае являются контракты (фьючерсы), а не товары. Главной целью заключения фьючерсных сделок является получение разницы между ценой товара в момент заключения контракта и день истечения его срока. Последняя цена может быть меньше или больше указанной в контракте в момент его заключения, саржевые игроки, которые делают ставку на понижение цены, получили название «медведи», а играющие на повышение — «быки». Заключаемые при фьючерсных сделках контракты (фью­черсы) обязательно регистрируются Расчетной палатой биржи.

В практике осуществления внешнеэконо­мической деятельности существует несколько видов хеджиро­вания. Хеджирование — это страхование операций, проводи­мых в процессе совершенствования фьючерсных сделок. Благо­даря хеджированию владелец товара стремится избежать по­терь в случае обесценивания товара ко времени истечения сро­ка фьючерсного контракта. В то же время в соответствии с суще­ствующими условиями хеджирования владелец товара может потерять часть прибыли, если фактическая цена товара будет ра­нее оговоренной и зафиксированной в контракте (фьючерсе).

Цены международных аукционов — это цены, устанавлива­емые на отдельные товары во время проведения организован­ных публичных торгов на внешнем рынке. На таких торгах од­ному или нескольким продавцам противостоит несколько зару­бежных покупателей, заинтересованных в потреблении данно­го товара. Между покупателями складывается определенная конкуренция за право на товар, в результате которой и устанав­ливается его цена. При этом затраты на производство и продажу Данного товара, а также роль конкурентов в установлении окон­чательной цены на товар не имеют существенного значения. В практике аукционной торговли наиболее широкое распространение получили два подхода к установлению цены во время проведения аукционов.

При первом подходе ведущий аукциона предлагает товар или партию товара и оговаривает минималь­ную цену, а покупатели поочередно предлагают свою. Измене­ние цены открыто для всех покупателей. Тот покупатель, кото­рой предложил максимальную цену за товар или партию товаров и получает право на совершение покупки. Такая форма проведения аукциона получила название «английский вариант торгов». Она широко распространена в США и Англии.

При втором подходе ведущим аукциона назначается максимальная цена на товар или партию товара. Эта цена постепенно уменьшается, и покупатель, который первым соглашается уплатить первоначальную цену или несколько сниженную, имеет право на покупку товара по названной им цене. Данная форма проведения аукциона получила название «голландский вариант торгов». Она наиболее широко распространена при проведе­нии международных аукционов в Голландии, Дании, Германии и Бельгии.

Голландская форма проведения международных аукционов характеризуется большей неопределенностью, поскольку никто из покупателей не знает, какую цену готовы заплатить за товар его конкуренты, а вместе с тем они могут в любой момент наз­вать свою цену и получить право на товар. В то время как при английском варианте торгов любой из конкурентов может про­должить торговаться столько, сколько считает нужным. В це­лом же проводимые исследования показывают, что голлан­дский вариант международных аукционов является более вы­годным для покупателей, поскольку при прочих равных усло­виях аукционные цены на товары в этом случае являются более низкими.

Английская форма проведения аукционов получила свое распространение в Интернете. Используя последний, продавцы размещают свои товары на сайтах, указывая минимальную це­ну, а покупатели из всех стран мира предлагают свои цены. Це­на постепенно растет, и тот из покупателей, который предлага­ет максимальную цену, получает право на покупку товара.

Наряду с рассмотренными выше формами проведения аук­ционов существуют и их различные модификации. Среди них следует отметить так называемый «двойной» аук­цион, который сочетает в себе обе рассмотренные формы прове­дения аукционов: английскую и голландскую.

Основной особенностью формирования цен на аукционах яв­ляется их зависимость от постоянно меняющегося соотноше­ния между спросом на товары и их предложением. При этом наличие большого числа покупателей и незначительного числа продавцов приводит к формированию более высокой цены на товар. Что касается самих товаров, для которых устанавливают цены на аукционах, то к ним относятся пушно-меховые изделия, продукция сельского и лесного хозяйства, полудрагоценные и драгоценные камни, чай, табак. По таким то­лпам при их продаже на мировом рынке цены аукционов явля­ется определяющими. Так, в частности, Дания, Швеция и Нор­вегия продают по ценам аукционов более 90 % пушнины, реа­лизуемой на мировом рынке. Примерно 80 % чая, реализуемо­го на зарубежных рынках Индией, продается по ценам аукцио­нов и 95 % чая по ценам аукционов реализует на мировом рын­ке Шри Ланка. Почти вся немытая шерсть, поставляемая на мировой рынок Австралией и Новой Зеландией, также продает­ся по ценам аукционов.

Одним из важных методов ценообразования на внешнем рынке является установление цены на международных торгах (тендерах), которые представляют собой особую форму прода­жи специфических товаров, более полно обеспечивающую ин­тересы покупателя при сохранении определенных интересов продавца. В данном случае цена устанавливается в результате проведения своеобразных конкурсов на поставку соответствую­щих товаров или выполнения определенных работ. Цель такого конкурса — привлечь как можно больше конкурентов для учас­тия в конкурсе за право заключения соответствующего кон­тракта, чтобы обеспечить поставку данного товара или выпол­нение определенных работ при наименьшей стоимости и соблю­дении определенных временных и качественных показателей. Эти качественные параметры, а также все другие условия пос­тавки и потребления товаров или выполнения работ оговарива­ется в тендерном предложении.

Фирма, участвующая в конкурсе и заинтересованная в полу­чении соответствующего заказа, не знает, кто еще из конкурентов и с какими ценовыми предложениями претендует на право заключения контракта. Переговоры между участниками кон­курса запрещены. Минимальная цена, предложенная одним из конкурентов, и определяет, в конечном счете, его право на выполнение заказа. Поэтому фирме, которая хочет получить заказ очень важно установить цену ниже уровня цены, предло­женной конкурентами. Для этого фирме необходимо знать цены всех конкурентов. В реальной действительности последнее сделать практически невозможно, поэтому приходится ограничиваться оценкой вероятности назначения той или иной цены различными конкурентами. Можно также попробовать установить предполагаемую цену конкурентов и на основе интуиции. Цены торгов распространяются на широкий круг товаров и работ, и прежде всего на технически сложную продукцию. На торгах оцениваются машины и оборудование, запасные час­ти, транспортные средства, компьютеры, а также строительст­во промышленных предприятий, железных и автомобильных дорог, трубопроводов, портовых и коммуникационных соору­жений, электростанций и других объектов, в том числе на усло­виях «под ключ». В настоящее время примерно одна треть ма­шин и оборудования продается на внешнем рынке по ценам ме­ждународных торгов. Во многих странах действующее законо­дательство обязывает фирмы совершать покупки товаров на внешнем рынке по цене свыше определенной и оговоренной их стоимости только лишь через участие в международных торгах. Последнее характерно для стран Латинской Америки, Индии, Пакистана, Ирана, Египта и др.

При определении базовой цены, как перед изготовителем товара, так и перед посредником возникает проблема установления цены, приемлемой для продавца и устраивающая покупателя, т.е. цена должна быть обоснованной. В практике при таком обосновании необходимо учитывать следующее:

Pфирма должна экономически обеспечить свое существование, т.е. продажа имеющихся товаров должна покрывать затраты, обусловленные деятельностью фирмы (краткосрочно долгосрочно);

Pпокупатели товаров и услуг имеют определенную потребность, ограниченную покупательной способностью, и не всегда могут заплатить желательную для продавца цену;

Pна рынке имеются товары конкурентов и нужно считаться с их качеством и ценами.

Указанные факторы, т.е. величина затрат, поведение потре­бителей и конкурентов, являются определяющими при обосно­вании базовой цены на товары, что и находит отражение в су­ществующих методах ценообразования. При этом во многих ис­пользуемых методах предпочтение отдается одному из указан­ных выше факторов.

С учетом этого обычно выделяют три груп­пы методов ценообразования:

Pметоды установления цены на основе затрат;

Pметоды установления цены, ориентированные на спрос;

Pметоды установления цены с ориентацией на конкурентов.

Вне зависимости от выбранного метода ценообразования фирме следует установить соответствующую величину тех или иных издержек, обусловленных производством и продажей то­вара на каждом внешнем рынке. Компенсируя указанные затраты продавец, естественно, хочет получить соответствующую прибыль, хотя бы в перспективе. В противном случае фирме нецелесообразно продавать свои товары на данном внешнем рынке.

Многие фирмы, прежде всего те, которые выходят на конкретный внешний рынок, определяют базовую цену, используя методы установления цены на основе затрат. Это обусловлено тем, что фирмы не всегда располагают достаточной информацией о соот­ношении спроса и предложения, а также не всегда могут пред­сказать реакцию конкурентов на установленную фирмой цену. При таком подходе фирмы учитывают затраты на производство продажу единицы товара и добавляют к ним некоторую нацен­ку, позволяющую в общем случае получать приемлемую для фирмы прибыль. Вместе с тем, учитывая, что затраты у фирм, осуществляющих поставку на конкретный внешний рынок, зна­чительно выше, чем у местных компаний, отдельные фирмы, ра­ботающие на данном внешнем рынке, не полностью учитывают имеющиеся затраты.

Издержки при экспорте товара на данный внешний рынок включают следующие затраты:

Pрасходы на изготовление товара у производителя;

Pиздержки, обусловленные подготовкой товара на внеш­ний рынок;

Pстраховые расходы;

Pиздержки на погрузку, разгрузку и международные пере­возки;

Pтаможенные пошлины и другие затраты, обусловленные перемещением товаров через границы государств;

Pрасходы, связанные с хранением, продажей, послепро­дажным обслуживанием и продвижением товара на внешнем рынке.

Многие фирмы, выходя на внешние рынки, устанавливают цены на свои товары ниже фактических затрат на единицу товара. Таким образом фирмы хотят закрепиться на внешних рынках и вытеснить с них мест­ных производителей, которые, как правило, имеют меньшие затраты, что обусловлено в первую очередь более низкими расходами на распределение и транспортировку товаров. В после­дующем, завоевав определенные позиции на рынке, фирмы, как правило, устанавливают более высокие цены на свои товары. Такая практика деятельности фирм на внешних рынках по­родила название ценового демпинга. Реализуя ценовой демпинг, фирма в целях завоевания определенных позиций на ценовом рынке продает товары по цене ниже себестоимости.

Другим важным фактором распространения демпинга является распродажа по низким ценам не пользующихся спросом на внутреннем рынке значительных запасов товара. В этом случае использование фирмой демпинга также является экономически обоснованным, однако такой подход может негативно сказаться на деятельности национальных фирм, которые могут потерять значительную часть возможной их прибыли. Во избежа­ние негативного влияния демпинга во многих государствах приняты антидемпинговые законы. Демпинг наиболее часто используют японские и китайские фирмы. Он стал своеобразным камнем преткновения в торговых отношени­ях Японии и США.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: