Тема 13
Система цен мирового рынка
Лекция
Подготовила
Доцент кафедры маркетинга и учетно-финансовых дисциплин
Бабынина Галина Михайловна.
Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от закона. Вольтер
Незнание закона не освобождает от ответственности. А вот знание нередко освобождает. Станислав Ежи Лец
Получить должность труднее, чем удержаться на ней. М. Хацернов
Искусство управления состоит в том, чтобы не позволять людям состариться в своей должности. Наполеон 1
Структура темы:
Виды и разновидности цен мирового рынка
Цены мировых открытых рынков
Цены мировых закрытых рынков
Взаимосвязь внутренних и внешних цен
Проблемы измерения уровня и динамики внешнеторговых цен
Вопрос 13.1 Виды и разновидности цен мирового рынка
С одной стороны, мировой рынок представляет собой известную совокупность рынков отдельных стран, с другой стороны, это понятие включает отдельные товарные рынки (нефти, угля, руд черных и цветных металлов, машин и оборудования, леса и лесоматериалов, минеральных удобрений, зерна, сахара, кофе, какао, чая). Рынки отдельных товаров отличаются как количественной определенностью реализуемой на них продукции, качественными их характеристиками, так и часто особыми условиями формирования цен. Поэтому отличительной особенностью мирового рынка выступает множественность цен на одинаковую продукцию.
На практике мировые цены на различные группы товаров определяются следующим образом:
Pпо сырьевым товарам они определяются уровнем цен стран-экспортеров или импортеров или ценами соответствующих бирж, аукционов;
Pпо изделиям производственно-технического назначения – ценами ведущих мировых производителей;
Pпо товарам народного потребления – ценами, опубликованными в каталогах ведущих крупных торговых домов.
Мировые цены − это усредненные цены, по которым предлагаются к реализации различные товары на международном, внешнем рынке с учетом, прежде всего сбалансированного соотношения спроса и предложения на эти товары. Если на сырьевые товары, в том числе на энергоносители цены формируются сравнительно просто (можно достичь соглашения на рынке среди экспортеров однородной продукции), то определение внешнеторговых цен на машины и оборудование, запасные части и вспомогательные материалы достигается с большим трудом. Сотни и тысячи наименований похожих товаров, различающихся по качеству изготовления, модификации технических параметров, конкурентоспособности, способам доставки к потребителям, вызывают необходимость применения множественности цен.
Направление товарных потоков лежит в основе деления их на цены экспортируемых и цены импортируемых товаров. Различия в уровнях этих цен могут достигать весьма существенных значений. Изучение соотношения между ценами экспортируемых и импортируемых товаров по определенной стране или региону позволяет судить о степени эквивалентности обмена, а по конкретным товарам для различных стран — о степени соблюдения принципа наибольшего благоприятствования.
Крупнейшие компании-производители стремятся ориентироваться на долгосрочные программы, которые должны обеспечить устойчивость рыночных условий и предсказуемость действующих цен. Это приводит к тому, что цены на мировом рынке устанавливаются не как следствие стихийной ценовой конкуренции, а в результате согласованной рыночной деятельности ограниченного числа наиболее крупных компаний-производителей.
Эффективность ценовой политики предприятия на внешнем рынке во многом зависит от знания многочисленных разновидностей цен и способности выбора из них ориентира для определения цены конкретного внешнеторгового контракта. Цены международной торговли можно классифицировать по различным признакам. Прежде всего, следует различать публикуемые и расчетные цены (рис.13.1).
Рис.13.1. Публикуемые и расчетные цены мирового рынка
Цены международной торговли можно классифицировать по различным признакам. Прежде всего, следует различать публикуемые и расчетные цены. Уже в самом названии отражается содержание названных цен. Так, публикуемые, или объявляемые, цены регулярно появляются в специальных бюллетенях или журналах, где приводятся мировые цены крупнейших поставщиков определенного типа продукции. К публикуемым ценам относятся справочные, или прейскурантные, цены, а также цены предложений крупных акционерных компаний, монополизирующих в определенной мере торговлю определенной продукцией. К справочным ценам относятся цены внутренней оптовой или внешней торговли конкретных товаров, публикуемых в специальных бюллетенях, газетах, журналах, фирменных каталогах и прейскурантах.
Биржевые котировки широко применяются в ходе биржевой торговли сырьевыми товарами (зерновыми, сахаром, кожсырьем, хлопком, шерстью, каучуком, цветными металлами и др.). Биржевые цены являются основной конъюнктурной информацией для более 70 товаров, на долю которых приходится 15—20 % международной торговли. Ценность биржевых котировок состоит в том, что они отражают реальное состояние рынка, складываются на основе реального соотношения спроса и предложения товара на бирже по фактически заключенным сделкам. Они могут различаться по уровню в зависимости от условий сделки (на наличный товар или по фьючерсным контрактам, спот, форвард и др.)
Аукционные цены устанавливаются в ходе регулярно проводимых в установленные сроки аукционов по продаже более или менее значительных количеств или партий определенного товара. На аукционах определяются, например, цены международной торговли пушниной (Нью-Йорк, Лондон, Санкт-Петербург), чаем (Индия, Кения), лесоматериалами (Токио), цветами (Голландия), шерстью (Австралия). В отличие от биржевых котировок аукционные цены всегда устанавливаются за наличный товар и публикуются периодически или по мере поступления товара на рынок.
Цены торгов (тендеров) определяются в ходе конкурса при выдаче фирмами одних стран заказов на сооружение объектов производственного или непроизводственного назначения, изготовления машин и оборудования, поставку партий сырья фирмам других стран.
Наиболее важной является, конечно, информация о ценах фактических сделок на алогичные товары. Хотя подобная информация носит сугубо конфиденциальный характер, получить ее возможно. Время от времени цены сделок появляются в печати. Если сопоставить хотя бы одну такую цену со справочной, то можно сориентироваться и довольно точно определить уровень цены при подготовке проекта контракта. Эта цена, конечно, не должна быть окончательной, она лишь основа для ведения дальнейших переговоров. Цены предложений крупных фирм менее представительны, чем цены фактических сделок, поскольку отражают монопольный характер поставок товара и, по существу, имеют характер справочных цен, так как первоначальные цены в результате согласования при заключении сделок обычно понижаются.
Цены контрактов по обычным коммерческим сделкам по купле-продаже товаров между фирмами разных стран зависят от целого ряда факторов, определяющих условия сделки и особенности товара. К их числу относятся качество поставляемой продукции, срок исполнения контракта, условия поставки, форма расчета и условия платежа, валюта цены и платежа, применяемые скидки с контрактной цены и др.
Расчетные цены обычно используются в контрактах на нестандартное и специальное оборудование, поставляемое по индивидуальным заказам. В таких случаях расчетный метод является, как правило, единственным способом предъявления начальной цены. Такая цена обычно рассчитывается поставщиком или подрядчиком. Зачастую в окончательном виде подобная цена определяется только после выполнения и приемки заказа. Информация о ценах на специальное оборудование появляется в печати эпизодически и не может без проведения соответствующих расчетов быть напрямую использована для задания уровня цены данного заказа. Источники информации, используемой для установления или для расчета уровней цен представлены на рис. 13.2.
Рис. 13.2. Источники информации для установления цен во внешнеэкономической деятельности
Отметим, что в большинстве случаев установленные цены (как публикуемые, так и расчетные) носят лишь предварительный, справочный характер. По условиям контракта при использовании расчетных методов ценообразования окончательное значение цены может устанавливаться лишь после выполнения заказа и с учетом результатов его выполнения. В случае использования какого-либо вида публикуемых цен их следует рассматривать лишь в качестве отправных точек для фактического совершения сделки. Это объясняется широким применением специальных надбавок и скидок. Применение различного рода надбавок и скидок позволяет временно или применительно к разным регионам или к различным категориям покупателей устанавливать фактическую отпускную цену товара без изменения его базовой цены.
Надбавки к обычной цене могут быть установлены при выполнении поставок по индивидуальным заказам, при обеспечении особых требований к качеству, за предоставление специальных сервисных услуг и т. д. Скидки могут предоставляться за поставку стандартных видов оборудования или сырья в обычном виде (общая, или простая, скидка), за объем поставки (скидка за оборот, или бонусная скидка), за приобретение партии товара сверх заранее оговоренного уровня (прогрессивная скидка), а также для тех категорий покупателей, в которых предприятие особо заинтересовано, например, для оптовиков, постоянных покупателей, покупателей, приобретающих пробные партии (специальные скидки).
Рассмотренные соображения могут быть приняты предприятием в качестве ориентира для учета складывающейся конъюнктуры при установлении цен, с которыми она может выйти на мировой рынок. Однако в окончательном виде цена товара устанавливается в соответствующем международном контракте. Под ценой международного контракта понимается цена, зафиксированная в соответствующем документе о международной сделке купли-продажи
Цены, по которым осуществляются внешнеторговые операции на мировых товарных рынках, могут существенно отличаться от внутренних, национальных цен, как по величине, так и по направленности и быстроте изменений. Это объясняется влиянием национальных и интернациональных ценообразующих факторов, действующих в процессе реализации товаров на международном уровне. Различия в ценах на одни и те же товары мирового рынка обусловливаются также существенными колебаниями таможенных пошлин, налогов, транспортных расходов, условий платежа и т.д. В современных условиях на уровень мировых цен все больше влияют услуги, которые производители оказывают при продаже и в процессе использования своей продукции: техническое обслуживание, гарантийный и другие ремонты, стоимость которых учитывается в цене.
В зависимости от степени свободы с известной долей условности можно выделить два основных типа мировых рынков, на которых используются различные виды цен. Первый тип — это свободные, или открытые рынки, которые характеризуются наибольшей свободой конкуренции. В торговле на этих рынках используются такие цены, как биржевые, аукционные, цены торгов и цены по обычным коммерческим сделкам. Второй тип представляют закрытые рынки, в условиях которых действуют те или иные ограничения в торговле. На закрытых рынках используются трансфертные цены, цены в группировках стран, цены в специальных долгосрочных и краткосрочных соглашениях.
Трансфертные цены используются на закрытых мировых рынках, в качестве которых выступают международные транснациональные вертикально-интегрированные корпорации (Дженерал моторс, ИБМ, Тойота, Мацусита). Трансфертные цены — это условно-расчетные цены, по которым отделения корпорации, расположенные в разных странах, передают друг другу товары или их составляющие компоненты. Современные корпорации устанавливают трансфертные цены порой таким образом, чтобы обеспечить получение максимальной прибыли всей корпорации. Трансфертные цены служат также для оценки результатов деятельности филиалов фирмы.
На цены, используемые в группировках стран, существенное влияние оказывают особые экономические отношения, торговые ограничения, действующие в рамках таких соглашений (ЕС, ОПЕК, АФРАСЕК, ассоциации экспортеров сахара, кофе, олова, цинка и др.). Такие цены могут быть подвержены регулированною путем установления определенных коридоров их изменения, а также косвенно с помощью квот поставки на рынок той или иной продукции.
Цены краткосрочных и долгосрочных специальных контрактов могут существенно отличаться от цен свободных рынков на одинаковую продукцию из-за особых условий их заключения (бартерных и клиринговых соглашений, при поставках продукции за счет кредита, по программам помощи, лизинге и др.).