Вопрос 13.1 Виды и разновидности цен мирового рынка

Тема 13

Система цен мирового рынка

Лекция

Подготовила

Доцент кафедры маркетинга и учетно-финансовых дисциплин

Бабынина Галина Михайловна.

Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от закона. Вольтер

Незнание закона не освобождает от ответственности. А вот знание нередко освобождает. Станислав Ежи Лец

Получить должность труднее, чем удержаться на ней. М. Хацернов

Искусство управления состоит в том, чтобы не позволять людям состариться в своей должности. Наполеон 1

Структура темы:

Виды и разновидности цен мирового рынка

Цены мировых открытых рынков

Цены мировых закрытых рынков

Взаимосвязь внутренних и внешних цен

Проблемы измерения уровня и динамики внешнеторговых цен

Вопрос 13.1 Виды и разновидности цен мирового рынка

С одной стороны, мировой рынок представляет собой известную совокупность рынков отдельных стран, с другой стороны, это понятие включает отдельные товарные рынки (нефти, угля, руд черных и цветных металлов, машин и оборудования, леса и ле­соматериалов, минеральных удобрений, зерна, сахара, кофе, какао, чая). Рынки отдельных товаров отличаются как количественной определенностью реализуемой на них продук­ции, качественными их характеристиками, так и часто особы­ми условиями формирования цен. Поэтому отличительной осо­бенностью мирового рынка выступает множественность цен на одинаковую продукцию.

На практике мировые цены на различные группы товаров определяются следующим образом:

Pпо сырьевым товарам они определяются уровнем цен стран-экспортеров или импортеров или ценами соответствующих бирж, аукционов;

Pпо изделиям производственно-технического назначения – ценами ведущих мировых производителей;

Pпо товарам народного потребления – ценами, опубликованными в каталогах ведущих крупных торговых домов.

Мировые цены − это усредненные цены, по которым предлагаются к реализации различные товары на международном, внешнем рынке с учетом, прежде всего сбалансированного соотношения спроса и предложения на эти товары. Если на сырьевые товары, в том числе на энергоносители цены формируются сравнительно просто (можно достичь соглашения на рынке среди экспортеров однородной продукции), то определение внешнеторговых цен на машины и оборудование, запасные части и вспомогательные материалы достигается с большим трудом. Сотни и тысячи наименований похожих товаров, различающихся по качеству изготовления, модификации технических параметров, конкурентоспособности, способам доставки к потребителям, вызывают необходимость применения множественности цен.

Направление товарных потоков лежит в основе деле­ния их на цены экспортируемых и цены импортируемых това­ров. Различия в уровнях этих цен могут достигать весьма сущес­твенных значений. Изучение соотношения между ценами эк­спортируемых и импортируемых товаров по определенной стра­не или региону позволяет судить о степени эквивалентности об­мена, а по конкретным товарам для различных стран — о степе­ни соблюдения принципа наибольшего благоприятствования.

Крупнейшие компании-производители стремятся ориентироваться на долгосрочные программы, которые должны обеспечить устойчивость рыночных условий и предсказуемость действующих цен. Это приводит к тому, что цены на мировом рынке устанавливаются не как следствие стихийной ценовой конкуренции, а в результате согласованной рыночной деятельности ограниченного числа наиболее крупных компаний-производителей.

Эффективность ценовой политики предприятия на внешнем рынке во многом зависит от знания многочисленных разновид­ностей цен и способности выбора из них ориентира для определе­ния цены конкретного внешнеторгового контракта. Цены меж­дународной торговли можно классифицировать по различным признакам. Прежде всего, следует различать публикуемые и расчетные цены (рис.13.1).

 
 


Рис.13.1. Публикуемые и расчетные цены мирового рынка

Цены меж­дународной торговли можно классифицировать по различным признакам. Прежде всего, следует различать публикуемые и расчетные цены. Уже в самом названии отражается содержание названных цен. Так, публикуемые, или объявляемые, цены регулярно появляются в специальных бюллетенях или журналах, где приводятся мировые цены крупнейших поставщиков определенного типа продукции. К публикуемым ценам относятся справочные, или прейскурантные, цены, а также цены предложений крупных акционерных компаний, монополизирующих в определенной мере торговлю определенной продукцией. К справочным ценам относятся цены внутренней оптовой или внешней торговли конкретных товаров, публикуемых в специальных бюллетенях, газетах, журналах, фирменных каталогах и прейскурантах.

Биржевые котировки широко применяются в ходе бирже­вой торговли сырьевыми товарами (зерновыми, сахаром, кож­сырьем, хлопком, шерстью, каучуком, цветными металлами и др.). Биржевые цены являются основной конъюнктурной ин­формацией для более 70 товаров, на долю которых приходится 15—20 % международной торговли. Ценность биржевых коти­ровок состоит в том, что они отражают реальное состояние рын­ка, складываются на основе реального соотношения спроса и предложения товара на бирже по фактически заключенным сделкам. Они могут различаться по уровню в зависимости от ус­ловий сделки (на наличный товар или по фьючерсным контрак­там, спот, форвард и др.)

Аукционные цены устанавливаются в ходе регулярно про­водимых в установленные сроки аукционов по продаже более или менее значительных количеств или партий определенного товара. На аукционах определяются, например, цены междуна­родной торговли пушниной (Нью-Йорк, Лондон, Санкт-Петер­бург), чаем (Индия, Кения), лесоматериалами (Токио), цветами (Голландия), шерстью (Австралия). В отличие от биржевых ко­тировок аукционные цены всегда устанавливаются за налич­ный товар и публикуются периодически или по мере поступле­ния товара на рынок.

Цены торгов (тендеров) определяются в ходе конкурса при выдаче фирмами одних стран заказов на сооружение объек­тов производственного или непроизводственного назначения, изготовления машин и оборудования, поставку партий сырья фирмам других стран.

Наиболее важной является, конечно, информация о ценах фактических сделок на алогичные товары. Хотя подобная информация носит сугубо конфиденциальный характер, получить ее возможно. Время от времени цены сделок появляются в печати. Если сопоставить хотя бы одну такую цену со справочной, то можно сориентироваться и довольно точно определить уровень цены при подготовке проекта контракта. Эта цена, конечно, не должна быть окончательной, она лишь основа для ведения дальнейших переговоров. Цены предложений крупных фирм менее представительны, чем цены фактических сделок, поскольку отражают монопольный характер поставок товара и, по существу, имеют характер справочных цен, так как первоначальные цены в результате согласования при заключении сделок обычно понижаются.

Цены контрактов по обычным коммерческим сделкам по купле-продаже товаров между фирмами разных стран зави­сят от целого ряда факторов, определяющих условия сделки и особенности товара. К их числу относятся качество поставляе­мой продукции, срок исполнения контракта, условия постав­ки, форма расчета и условия платежа, валюта цены и платежа, применяемые скидки с контрактной цены и др.

Расчетные цены обычно используются в контрактах на нестандартное и специальное оборудование, поставляемое по индивидуальным заказам. В таких случаях расчетный метод является, как правило, единственным способом предъявления начальной цены. Такая цена обычно рассчи­тывается поставщиком или подрядчиком. Зачастую в окон­чательном виде подобная цена определяется только после выполнения и приемки заказа. Информация о ценах на специальное оборудование появляется в печати эпизодиче­ски и не может без проведения соответствующих расчетов быть напрямую использована для задания уровня цены данного заказа. Источники информации, используемой для установления или для расчета уровней цен представлены на рис. 13.2.


Рис. 13.2. Источники информации для установления цен во внешнеэкономической деятельности

Отметим, что в большинстве случаев установленные це­ны (как публикуемые, так и расчетные) носят лишь пред­варительный, справочный характер. По условиям контракта при исполь­зовании расчетных методов ценообразования окончатель­ное значение цены может устанавливаться лишь после вы­полнения заказа и с учетом результатов его выполнения. В случае использования какого-либо вида публикуемых цен их следует рассматривать лишь в качестве отправных точек для фактического совершения сделки. Это объясня­ется широким применением специальных надбавок и ски­док. Применение различного рода надбавок и скидок позво­ляет временно или применительно к разным регионам или к различным категориям покупателей устанавливать фак­тическую отпускную цену товара без изменения его базо­вой цены.

Надбавки к обычной цене могут быть установлены при выполнении поставок по индивидуальным заказам, при обеспечении особых требований к качеству, за предостав­ление специальных сервисных услуг и т. д. Скидки могут предоставляться за поставку стандартных видов оборудования или сырья в обычном виде (общая, или простая, скидка), за объем поставки (скидка за оборот, или бонусная скидка), за приобретение партии товара сверх заранее оговоренного уровня (прогрессивная скидка), а также для тех категорий покупателей, в которых пред­приятие особо заинтересовано, например, для оптовиков, постоянных покупателей, покупателей, приобретающих пробные партии (специальные скидки).

Рассмотренные соображения могут быть приняты пред­приятием в качестве ориентира для учета складывающей­ся конъюнктуры при установлении цен, с которыми она может выйти на мировой рынок. Однако в окончательном виде цена товара устанавливается в соответствующем меж­дународном контракте. Под ценой международного контракта понимается це­на, зафиксированная в соответствующем документе о меж­дународной сделке купли-продажи

Цены, по которым осуществляются внешнеторговые опера­ции на мировых товарных рынках, могут существенно отли­чаться от внутренних, национальных цен, как по величине, так и по направленности и быстроте изменений. Это объясняется влиянием национальных и интернациональных ценообразую­щих факторов, действующих в процессе реализации товаров на международном уровне. Различия в ценах на одни и те же това­ры мирового рынка обусловливаются также существенными ко­лебаниями таможенных пошлин, налогов, транспортных расхо­дов, условий платежа и т.д. В современных условиях на уро­вень мировых цен все больше влияют услуги, которые произво­дители оказывают при продаже и в процессе использования своей продукции: техническое обслуживание, гарантийный и другие ремонты, стоимость которых учитывается в цене.

В зависимости от степени свободы с известной долей услов­ности можно выделить два основных типа мировых рынков, на которых используются различные виды цен. Первый тип — это свободные, или открытые рынки, которые характеризуются наибольшей свободой конкуренции. В торговле на этих рынках используются такие цены, как биржевые, аукционные, цены торгов и цены по обычным коммерческим сделкам. Второй тип представляют закрытые рынки, в условиях которых действуют те или иные ограничения в торговле. На закрытых рынках ис­пользуются трансфертные цены, цены в группировках стран, цены в специальных долгосрочных и краткосрочных соглаше­ниях.

Трансфертные цены используются на закрытых мировых рынках, в качестве которых выступают международные транс­национальные вертикально-интегрированные корпорации (Дже­нерал моторс, ИБМ, Тойота, Мацусита). Трансфертные цены — это условно-расчетные цены, по которым отделения корпора­ции, расположенные в разных странах, передают друг другу то­вары или их составляющие компоненты. Современные корпо­рации устанавливают трансфертные цены порой таким обра­зом, чтобы обеспечить получение максимальной прибыли всей корпорации. Трансфертные цены служат также для оценки резуль­татов деятельности филиалов фирмы.

На цены, используемые в группировках стран, существен­ное влияние оказывают особые экономические отношения, тор­говые ограничения, действующие в рамках таких соглашений (ЕС, ОПЕК, АФРАСЕК, ассоциации экспортеров сахара, кофе, олова, цинка и др.). Такие цены могут быть подвержены регу­лированною путем установления определенных коридоров их изменения, а также косвенно с помощью квот поставки на ры­нок той или иной продукции.

Цены краткосрочных и долгосрочных специальных конт­рактов могут существенно отличаться от цен свободных рынков на одинаковую продукцию из-за особых условий их заключения (бартерных и клиринговых соглашений, при поставках продук­ции за счет кредита, по программам помощи, лизинге и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: