double arrow

Европа 17 в. Общая характеристика эпохи. Барокко, классицизм, особенности реализма. Архитектура Италии 17 в. Творчество Франческо Борромини

Не случайно XVII век называют иногда веком живописи. Именно в этот период были созданы непревзойденные шедевры европейской живописи - достаточно вспомнить полотна Рембрандта и Веласкеса, Хальса и Рубенса, Пуссена и Караваджо.

Семнадцатый век имел особое значение для формирования национальных культур нового времени. В эту эпоху завершился процесс локализации больших национальных художественных школ, своеобразие которых определялось как условиями исторического развития, так и художественной традицией, сложившейся в каждой стране — Италии, Фландрии, Голландии, Испании, Франции. Это позволяет рассматривать 17 век как новый этап в истории искусства. Так, в Х VII веке одновременно возникли и параллельно развивались два ведущих стиля эпохи - барокко и классицизм.

Баро́кко (итал. barocco — «порочный», «распущенный», «склонный к излишествам», порт. perola barroca — «жемчужина неправильной формы»

Стиль барокко появился в XVI—XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации». Барокко противостояло классицизму и рационализму. Барокко — это ещё век Разума и Просвещения.

Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория); одновременно — тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке).

Самые характерные черты барокко — броская цветистость и динамичность; Стремление к широкому показу действительности привело в 17 столетии к многообразию жанровых форм. В изобразительном искусстве наряду с традиционными мифологическими и библейскими жанрами самостоятельное место завоевывают светские: бытовой жанр, пейзаж, портрет, натюрморт.

В отличие от предшествующих исторических периодов, когда искусство развивалось в рамках однородных больших стилей (романский стиль, готика, Возрождение), 17 век характеризуют два больших стиля — барокко и классицизм, элементы которых ярко выражены в архитектуре и в новом понимании синтеза искусств. Искусство барокко раскрывает сущность жизни в движении и борьбе случайных изменчивых стихийных сил. художники предпочитают изображать сцены мучений, экстазов или панегирики подвигам, триумфам. Прекрасным с точки зрения классицизма является лишь то, что упорядочено, разумно, гармонично. Теория классицизма обосновывает разделение на высокие и низкие жанры. В искусстве классицизма единство достигается путем соединения и соответствия всех частей целого, сохраняющих, однако, самостоятельное значение. И для барокко и для классицизма характерно стремление к обобщению, но мастера барокко тяготеют к динамичным массам, к сложным, обширным ансамблям. Часто черты этих двух больших стилей переплетаются в искусстве одной страны и даже в творчестве одного и того же художника, порождая в нем противоречия.

Наряду с барокко и классицизмом в изобразительном искусстве возникает более непосредственное мощное реалистическое отражение жизни, свободное от стилевых элементов. Реалистическое направление является важной вехой в эволюции западноевропейского искусства. Его проявления необычайно разнообразны и ярки, как в различных национальных школах, так и у отдельных мастеров. 17 веку принадлежат величайшие мастера реализма — Караваджо, Веласкес, Рембрандт, Хальс, Вермер Дельфтский.

Барокко в архитектуре

Барокко в интерьере Для стиля Барокко характерна показная роскошь, хотя он сохраняет в себе такую важную черту классического стиля, как симметрия.

Ни один уголок дома не оставляли без внимания при декорировании. Потолок, украшенный фресками, стены из расписанного мрамора и позолота были как никогда популярны. Золото было везде, и все, что можно было покрыть позолотой, было позолочено. Массивная резная мебель была настоящим произведением искусства. Зеркала украшались скульптурами и лепниной с растительным узором.

Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.

Архитектура барокко служила утверждению идей католицизма и абсолютизма, но в ней нашли отражение прогрессивные тенденции архитектуры, которые выявились в планировке городов, площадей, зданий, рассчитанных на массы народа. Блестящим центром барочной архитектуры стал католический Рим. Истоки барокко были заложены в позднем творчестве Виньолы, Палладио и особенно Микеланджело. Архитекторы барокко не вводят новые типы зданий, но находят для старых типов построек — церквей, палаццо, вилл — новые конструктивные, композиционные и декоративные приемы, которые в корне меняют форму и содержание архитектурного образа. Они стремятся к динамичному пространственному решению, к трактовке объемов живописными массами, применяют сложные планы с преобладанием криволинейных очертаний. Они разрушают тектоническую связь между интерьером и фасадом здания, повышая эстетическое и декоративное воздействие последнего.

архитектура классицизма

Реали́зм — эстетическая позиция, согласно которой задача искусства состоит в как можно более точной и объективной фиксации действительности.

Под реализмом в узком смысле понимают позитивизм как направление в изобразительном искусстве 2-й половины XIX века. Термин «реализм» впервые употребил французский литературный критик Ж. Шанфлёри в 50-х гг. XIX века для обозначения искусства, противостоящего романтизму и академизму.

Рождение реализма в живописи чаще всего связывают с творчеством французского художника Гюстава Курбе (1819—1877), открывшего в 1855 г. в Париже свою персональную выставку «Павильон реализма»,

В 1870-е гг. реализм разделился на два основных направления — натурализм и импрессионизм

Реалистическая живопись получила большое распространение и за пределами Франции. В разных странах она была известна под разными названиями:

Борромини Франческо Кастелли (Borromini Francesco Castelli) (1599–1667) Итальянский архитектор эпохи барокко. Учился в Милане, работал в основном в Риме. Постройки Борромини отличаются характерными для архитектуры зрелого барокко беспокойной динамикой и прихотливой живописностью как бы перетекающих одна в другую форм, криволинейными очертаниями объемов, обостренными силуэтами венчающих частей. Свободно используя классический ордер, Франческо Борромини изобретал все новые декоративные детали, с безудержной фантазией усложнял планы своих построек (церкви Сан-Карло алле Куатро Фонтане, 1634–1667, Сант-Иво алла Сапиенца, 1642–1660, дворцы Фальконьери, 1639–1641, Церковь Сан-Аньезе, 1652-1657, и Барберини, 1625–1663, совместно с Карло Мадерна и Лоренцо Бернини, - все в Риме).

63. Лоренцо Бернини – основоположник стиля зрелого барокко.

Лоренцо Бернини (1598—1680) великий итальянский архитектор и скульптор, крупнейший представитель римского и всего итальянского барокко,. Его творчество может служить эталоном эстетики барокко: для него характерны «повышенная эмоциональность, театральность, активное противоборство пространства и массы, сочетание религиозной аффектации с подчёркнутой чувственностью». был разносторонне одаренным человеком. гениальный декоратор, он исполнял в основном заказы римских пап и возглавлял официальное направление итальянского искусства.

Вакханалия Аполлон и Дафна

Работы Лоренцо Бернини выделяются пространственным размахом, парадной пышностью декора, гибкой динамикой форм, смелыми перспективными эффектами, целостным синтезом искусств. В ансамбле площади Святого Петра (1657–1663),


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: