Архитектура постмодернизма

Davis D. Architecture: Essays on the Postmodern. NY., 1977.

Frampton K. A New Wave of Japanese Architecture. NY., 1978.

Jencks C., ed. Post-Modern Classicissm. London, 1980.

- // - and Chaitkin W. Architecture Today. NY., 1982.

Porphyrios D. Sources of Modern Eclecticism. NY., 1982.

Portoghesi P., et al. The Presence of the Past: First International Exhibition of Architecture – Venice Biennale 1980. London, 1980.

Ray K. Contextual Architecture: Responding to Existing Style. NY., 1980.

Rossi A. Architecture of the City. Cambridge, Mass., 1982.

Smith C.A. Supermannerism: New Attitudes in Post-Modern Architecture. NY., 1977.

Venturi R. Complexity and Contradiction in Architecture. NY., 1966.

Живопись и скульптура:

Barr Jr.A.H., ed. Painting and Sculpture in the Museum of Modern Art: 1929-1967. NY., 1977.

Canaday J. Mainstreams of Modern Art. NY., 1981.

Elsen A.E. Modern European Sculpture, 1918-1945: Unknown Beings and Other Realities. NY., 1979.

- // - Origins of Modern Sculpture: Pioneers and Premises. NY., 1974.

Hughes R. Shock of the New. NY., 1981.

Read H. The Art of Sculpture. NY and London, 1956.

- // - A Concise History of Modern Painting. NY., 1975.

- // - A Concise History of Modern Sculpture. NY and Washington, 1964.

Russell J. The Meanings of Modern Art. NY., 1981.

Schapiro M. Modern Art: 19th and 20th Centuries. NY., 1978.

Selz J. Modern Sculpture: Origins and Evolution. NY., 1963.

Selz P. Art in Our Times: A Pictorial History, 1890-1980. NY., 1981.

Steinberg L. Other Criteria: Confrontations with Twentieth-Century Art. NY., 1972.

.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУРСУ «ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО XIX-XX ВЕКОВ»

Живописные произведения Франсиско Гойи.

Графические серии Франсиско Гойи.

Живопись «Дома глухого» Гойи: темы, сюжеты, образы. Место в развитии европейского искусства.

Неоклассицизм конца XVIII-начала XIX в живописи.

Творчество Ж.-Л.-Давида.

Академизм в изобразительном искусстве первой половины XIX века.

Живопись Ж.-Б.-Д.-Энгра.

Романтизм в изобразительном искусстве: специфические черты проявления, сюжеты, жанры, стилистика.

Сравнительная характеристика искусства романтизма в национальных школах Франции, Англии, Германии.

Творчество Каспара Давида Фридриха.

Творчество Филиппа Отто Рунге.

Творчество Блейка.

Искусство назарейцев.

Творчество Констебля.

Творчество Тернера.

Творчество Теодора Жерико.

Творчество Эжена Делакруа.

Значение искусства Эжена Делакруа для эволюции живописи XIX столетия.

Средневековые мотивы в искусстве романтизма.

Стиль ампир в архитектуре.

Архитектор Шинкель.

Творчество А. Лабруста.

Формирование рационалистической линии в архитектуре XIX века.

Проблемы градостроительства и перестройка Парижа при бароне Османне.

Крупнейшие инженерно-промышленные сооружения и их значение для развития архитектуры.

Проблема неоготики в архитектуре XIX века.

Проблема историзма и эклектики в архитектуре XIX века.

Творчество Бертена Торвальдсена.

Творчество Кановы.

Романтизм в архитектуре.

Живопись Камиля Коро.

Графическое творчество О. Домье.

Живопись О. Домье.

Живопись Милле.

Живопись Гюстава Курбе.

Реализм в изобразительном искусстве XIX века.

Пейзаж барбизонской школы. Значение барбизонской школы для эволюции изобразительного искусства второй половины XIX века.

Прерафаэлиты и проблемы позднего романтизма.

Искусство Э. Мане – этапы эволюции.

Место «Олимпии» в творчестве Э. Мане и в современном ему искусстве.

Мане и импрессионизм: сходство и различия.

«Завтрак на траве» Э. Мане и его отношение к европейской классической художественной традиции.

Испанская тема в творчестве Мане.

Место и значение импрессионизма в развитии европейского искусства.

Станковая картина импрессионизма – типологическая характеристика. Живописная техника импрессионистов и ее отношение к его целям и задачам.

Творчество Клода Моне.

Принцип серийности в живописи Моне, его связь с концепциями импрессионизма.

Импрессионизм в творчестве О. Ренуара.

Позднее творчество О. Ренуара – основные тенденции.

Импрессионизм в творчестве Э. Дега.

Темы балета и театра в живописи Э. Дега.

Альфред Сислей – творческая эволюция, специфика пейзажной концепции.

Творческий путь К. Писарро.

К. Писарро и формирование образа современного города в творчестве импрессионистов.

Неоимпрессионизм – история создания, концепции, цели и задачи, живописная техника.

Сравнительная характеристика станковой картины импрессионизма и неоимпрессионизма.

Темы, сюжеты, жанры в творчестве Ж. Сера.

Картины «Цирк», «Парад» и «Канкан» Ж. Сера в контексте современного им искусства.

Творчество П. Синьяка.

Проблема натурализма в живописи XIX века.

Эстетические теории символизма и изобразительное искусство.

Архитектура европейского модерна – школы и направления.

Символика архитектурных форм Антонио Гауди.

Интерьер модерна и материальная культура рубежа веков.

Генезис и развитие кубизма.

Генезис и развитие фовизма.

Генезис и развитие экспрессионизма.

Футуризм в изобразительном искусстве

Баухауз и теория современной архитектуры.

Баухауз и практика современной архитектуры.

Генезис современного европейского дизайна в теории и практике Баухауза.

Абстрактное искусство – феномен художественной культуры нашего столетия.

Творчество Пикассо в контексте современного искусства.

Творчество Матисса в контексте современного искусства.

Концептуальная основа абстрактной живописи Василия Кандинского.

Концептуальная основа абстрактной живописи Пита Мондриана.

Трансформация антропоморфного начала в скульптуре XX века.

Скульптура Генри Мура – проблемы семантики образа и взаимодействия с пространственной средой.

Живопись Ф. Бэкона.

Творчество Ф.Л. Райта

Вклад Ле Корбюзье в становлении интернационального стиля в архитектуре.

Судьбы станковой картины от импрессионизма до постмодерна.

Теоретические основы архитектуры постмодерна (книга Ч. Дженкса «Язык архитектуры постмодерна»).

Поп-арт – феномен современной американской культуры.

Объект и инсталляция – формы и функции в современном искусстве.

Перформанс – формы и функции в современной художественной культуре.

Концептуализм в литературе и искусстве – параллели и различия.

Проблема формообразования в современном искусстве.

Проблема языка в современном искусстве.

Проблема примитива и наивного искусства в современной художественной культуре.

Традиции экспрессионизма в искусстве второй половины нашего столетия.

Немецкий экспрессионизм в литературе и живописи – параллели и отличия.

Современные концепции экспозиционной деятельности и проблема сохранения феноменов современного искусства (произведений перформанса, инсталяций, разнообразных объектов).

Современные концепции синтеза скульптуры с окружающей средой и проблемы сохранения произведений скульптуры в ландшафте.

Технико-технологическая специфика живописи авангарда и проблемы ее сохранения и реставрации.

Технико-технологическая специфика скульптуры авангарда и проблемы ее сохранения и реставрации.

СПИОК ТЕМ

КУРСОВЫХ И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ ПО КУРСУ «ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО 19-20 ВЕКОВ»

Неоклассицизм конца XVIII - начала XIX веков и эстетические теории классицизма XVII века.

Тема гробницы А. Кановы.

Скульптурный портрет А. Кановы.

Стиль Б. Торвальдсена.

Античная тема у Кановы и Торвальдсена – сравнительная характеристика.

Наполеоновская тема в искусстве Франции начала XIX века.

Интерпретация античности в творчестве П.Н. Герена.

Иконография официального портрета в творчестве Жерара.

Живопись «Дома глухого» Франсиско Гойи.

Религиозная живопись Гойи – проблемы эволюции, стиля, иконографии.

Портретное творчество Гойи.

Графические серии Гойи.

Эстетика романтизма в немецкой культуре и романтическая живопись Германии.

Творчество К.Д. Фридриха в контексте романтизма.

Типология пейзажа в западноевропейской живописи эпохи романтизма.

Пейзаж у Констебля и Тернера – сравнительная характеристика.

Синтез визуального и вербального в книгах У. Блейка.

Место живописи Фюсли в развитии искусства на рубеже XVIII-XIX столетий.

Эстетика романтизма во французской культуре и романтическая живопись Франции.

Средневековые мотивы в искусстве романтизма

Живописная техника Делакруа.

Историческая тема в творчестве Делакруа.

История и современность в живописи Делакруа.

Трансформация экзотической темы в творчестве Делакруа.

Делакруа – монументалист.

Религиозная живопись Делакруа.

Романтический портрет в интерпретации Делакура.

Эволюция стиля Жерико.

Современная тема в творчестве Жерико.

Восприятие природы в культуре начала XIX века и английская романтическая живопись.

Прерафаэлиты и проблемы позднего романтизма.

Религиозная живопись у назарейцев и прерафаэлитов – сравнительная характеристика.

Феномен назарейцев.

Проблема историзма, исторической истины и историческая картина XIX века.

Эволюция и значение жанров изобразительного искусства в системе европейской художественной культуры середины XIX – второй половины XIX века.

Французский академизм середины XIX века.

Реализм в изобразительном искусстве середины и второй половины XIX века (школы, мастера – по выбору).

Место искусства Г. Курбе в эволюции художественной культуры XIX столетия.

Э. Мане. Кафе Гербуа и Батиньольская школа.

Э. Мане: год "Олимпии", его место в творчестве художника; культурно - исторический контекст.

Э. Мане и импрессионисты: близость и различия.

"Завтрак на траве" Э. Мане в русле мировой художественной традиции.

Испанская тема в живописи Э. Мане.

Э. Мане. "Бар в "Фоли Бержер". Специфика образного замысла.

Рождение импрессионизма: время, события, люди.

Импрессионизм как историко-культурное явление и особый этап в развитии западноевропейского художественного видения Нового и Новейшего времени.

Клод Моне. Творческий портрет.

Принцип серийности в искусстве К. Моне и его связь с творческим методом мастера.

Альфред Сислей. Общая характеристика.

Камиль Писсарро. Своеобразие творческого облика. Образ современного города в искусстве импрессионистов.

Портреты Огюста Ренуара.

Эдгар Дега - "классический художник современной жизни".

Дега и Энгр: суть исторической преемственности.

Дега и импрессионисты.

Темы балета и театра в творчестве Дега.

"Сюита обнаженных" Дега. Своеобразие творческого замысла.

Импрессионизм в скульптуре. Огюст Роден.

"Граждане Кале" Родена и судьбы монументальной скульптуры в 19 веке.

Стиль ампир в архитектуре

Архитектор Шинкель

Творчество А. Лабруста

Формирование рационалистической линии в архитектуре XIX века

Проблемы градостроительства и перестройка Парижа при бароне Османне

Крупнейшие инженерно-промышленные сооружения и их значение для развития архитектуры

Проблема неоготики в архитектуре XIX века

Проблема историзма и эклектики в архитектуре XIX века

Поль Сезанн. Общая характеристика творчества. Взгляды на искусство.

Сезанн и кубизм.

Поль Гоген. Школа в Понт-Авене.

Гоген и Ван Гог в Арле.

П. Гоген. Первая поездка на Таити.

"Клуазонизм" Гогена и стиль Ар- нуво около 1900 г.

Винсент Ван Гог. Творческий путь.

Реальность и идеал в творчестве Ван Гога.

Понимание цвета в живописи Гогена и Ван Гога. Сравнительная характеристика.

Средства выражения в литературе символизма и символической живописи – проблемы корреляции.

Аристид Майоль и античные традиции – проблемы трансформации антропоморфизма в скульптуре.

Истоки и принципы «большого стиля» Жоржа Сера.

«Парад», «Канкан», «Цирк» Сера – проблемы интерпретации смысла.

Концепция станковой картины в импрессионизме и неоимпрессионизме.

Образы современного искусства в творчестве Матисса.

Пикассо и судьбы искусства 20 века.

Теософические основы неопластицизма Мондриана.

Трансформация принципа серийности у Кандинского.

Фовизм и экспрессионизм – сходство техники и различие целей.

Трансформация классических мотивов в живописи сюрреализма.

Джорджо де Кирико и жизнь мотивов Ренессанса в пространстве современного искусства.

Портрет папы Иннокентия X кисти Ф. Бэкона.

Новая стадия развития абстракции в «живописи действия» Дж. Поллока.

«Смерть» и «воскрешение» художника в искусстве конца 20 века.

Ценности американской культуры в искусстве поп-арта.

Европейская и американская абстракция после Второй мировой войны – типологические сходства и отличия.

Тематический план

по курсу “Зарубежное искусство XIX-XX веков”

для специальности 031501 “Искусствоведение”

Номер и название темы Количество часов аудиторных занятий
  лекций семинаров всего
       
Раздел I. Вводный      
Тема 1. Философско-эстетические основания культуры Новейшего времени. 0.5   0.5
Тема 2. Периодизация современного искусства. 0.5   0.5
Раздел II. Изобразительное искусство и архитектура эпохи романтизма      
Тема 1. Неоклассицизм в изобразительном искусстве конца XVIII – начала XIX веков.      
Тема 2. Творчество Ф. Гойи.      
Тема 3. Теория искусства романтизма.      
Тема 4. Предромантизм и ранний романтизм. Г. Фюсли. У. Блейк.      
Тема 5. Романтизм в Германии. Ф.О. Рунге. К.Д. Фридрих.      
Тема 6. Романтизм в Англии. У. Тернер. Дж. Констебль.      
Тема 7. Романтизм во Франции. Т. Жерико. Э. Делакруа.      
Тема 8. Западноевропейская архитектура первой половины XIX века.      
Раздел III. Основные тенденции в изобразительном искусстве и архитектуре середины XIX века.      
Тема 1. Эстетическая платформа и социокультурные позиции академизма. Академизм во Франции, Англии и Германии.      
Тема 2. Реализм и проблемы стиля.      
Тема 3. Вариации реализма в творчестве ведущих мастеров.      
Тема 4. Архитектура 40-х – 60-х годов.      
Тема 5. Скульптура 40-х – 60-х годов.      
Раздел IV. Эдуар Мане. Импрессионизм.      
Тема 1. Искусство Эдуара Мане.      
Тема 2. Импрессионизм – цели и задачи. Станковая картина импрессионизма.      
Тема 3. Основные мастера импрессионизма.      
Тема 4. Скульптура Родена.      
Раздел V. Эпоха постимпрессионизма      
Тема 1. Неоимпрессионизм – цели и задачи.      
Тема 2. Творчество Ж. Сера.      
Тема 3. Творчество П. Сезанна.      
Тема 4. Творчество В. Ван Гога.      
Тема 5. Творчество А. Тулуз-Лотрека.      
Раздел VI. Символизм и ар-нуво.      
Тема 1. Теория искусства символизма.      
Тема 2. Творчество Гогена в контексте идей символизма.      
Тема 3. Направления и мастера в символизме.      
Тема 4. Группа Наби.      
Тема 5. Архитектура ар-нуво.      
Тема 6. Изобразительное искусство ар-нуво.      
Итого за первый семестр:      
Раздел VII. Архитектура и искусство конца XIX – начала XX веков.      
Тема 1. Архитектура раннего XX века. Чикагская школа и начало творчества Ф.Л. Райта.      
Тема 2. Истоки современной скульптуры. Творчество А. Майоля и А. Бурделя.      
Тема 3. Фовизм.      
Тема 4. Экспрессионизм.      
Тема 5. Кубизм.      
Раздел VIII. Архитектура и искусство первой половины XX века.      
Тема 1. Футуризм.      
Тема 2. Дада.      
Тема 3. Парижская школа между двумя войнами.      
Тема 4. Метафизическая школа. Концепции искусства сюрреализма.      
Тема 5. Сюрреализм. Основные направления и мастера.      
Тема 6. Абстрактное искусство. Формирование основных направлений первого этапа развития абстракции.      
Тема 7. Творчество В. Кандинского.      
Тема 8. Творчество П. Мондриана.      
Тема 9. Основные тенденции развития скульптуры.      
Тема 10. Интернациональный стиль в архитектуре. Первый этап.      
Раздел IX. Архитектура и искусство второй половины XX века.      
Тема 1. Абстрактный экспрессионизм и американское искусство сер. 40-х – 60-х г. Живопись и скульптура.      
Тема 2. Развитие абстракции в европейском искусстве после ВМВ. Живопись и скульптура.      
Тема 3. Поп арт. Альтернативные формы творчества.      
Тема 4. Интернациональный стиль в архитектуре. Второй этап.      
Тема 5. Основные направления в искусстве 70-х годов. Живопись и скульптура.      
Раздел X. Постмодернизм.      
Тема 1. Основные концепции и тенденции в художественной культуре.      
Тема 2. Постмодернизм в архитектуре.      
Тема 3. Постмодернизм в изобразительном искусстве. Тенденции в искусстве 80-х годов.      
Итого за второй семестр:      

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ

«ЗАРУБЕЖНОЕ ИСКУССТВО 19-20 ВЕКОВ»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: