Становление новой культуры и архитектуры после Октябрьской революции

Архитектура первых послереволюционных лет (1917-1932 г.г.)

1.Становление новой культуры и архитектуры после Октябрьской революции.

2.Конструктивизм в искусстве и архитектуре. Основные течения и группировки в советской архитектуре 1920-х годов.

3.ВХУТЕМАС и реформа архитектурного образования.

4.Архитектура Украины первых послереволюционных лет. Архитектурное образование, творческие группировки.

5.Архитектура промышленных зданий.

6.Поиски в области архитектуры жилища.

7.Новые типы общественных зданий.

8.Концепции расселения в советской архитектуре конца 1920-х – начала 1930-х годов.

Становление новой культуры и архитектуры после Октябрьской революции

Октябрьская революция поставила на повестку дня новые социальные и идеологические задачи. После нескольких лет интервенции и гражданской войны, голода и разрухи первоочередным стало восстановление хозяйства, энерговооружение страны на основе плана ГОЭЛРО, выдвинутого в 1920 г. на У111 Всероссийском съезде Советов.

В связи с ограниченными материальными ресурсами масштабы нового строительства были невелики, но при этом очень интенсивной была творческая жизнь, деятельность архитекторов и художников, принявших революцию. Эти первые послереволюционные годы становятся временем теоретического развития архитектуры. Характерны конкурсы на проекты новых, созвучных времени зданий, таких как Дворец рабочих, 1919 г., Дворец труда, 1923 г. Они виделись как грандиозные сооружения с залами для собраний очень большой вместимости, с набором разнообразных помещений для административной, общественной, просветительской работы и многого другого.

На базе Училища живописи, ваяния и зодчества и Строгановского (производственного) училища в Москве в 1920 г. было создано новое учебное заведение – Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС), переименованное в 1926 г. во ВХУТЕИН. Здесь отрабатывались концепции и приемы формообразования новаторских архитектурных направлений. В Ленинграде в 1920-е годы произошло аналогичное слияние Высшего художественного училища при Академии художеств с художественно-промышленным училищем, в результате чего образовался Ленинградский ВХУТЕИН. Происходил целенаправленный поиск новых форм подготовки специалистов, способных решать многоплановые художественные и архитектурно-строительные задачи.

С первых же лет Советской власти большое внимание уделялось разработке генеральных планов городов и первым планам районной планировки. В частности, специально созданная архитектурная мастерская Моссовета под руководством А.В.Щусева и И.В.Жолтовского разработала генеральный план Москвы под названием «Новая Москва», 1918-1924 гг.

Проект районной планировки большого экономического района, центром которого была Москва, «Город будущего», был разработан профессором Б.Сакулиным в 1918 г. Это было, по сути, первое воплощение в проекте идеи группового расселения.

Проект «Большой Москвы», выполненный инженером С.Шестаковым в 1921-1925 гг., также охватывал территорию Москвы и целого ряда небольших городов, окружающих столицу.

Проект урегулирования Петрограда был создан в архитектурной мастерской под руководством И.Фомина в 1918-1923 гг. Проект отличает качественно новый,

социалистический подход к вопросам реконструкции города.

Для решения вопросов развития и реконструкции города Ярославля арх. С.Тартаковский разработал проект «Большой Ярославль», 1920-1922 гг. Первый генеральный план для Еревана выполнил арх. А.Таманян в 1924 г. Им была намечена будущая площадь В.И.Ленина, которая начала застраиваться уже в 1926 г.

Особенность вышеперечисленных проектов состоит в том, что в них решались не только градостроительные, но и важные социальные задачи – улучшение санитарно-гигиенических условий жизни трудящихся, смягчение контрастов между центром и окраинными районами города путем разгрузки центральной части и создания на периферии благоустроенных жилых районов.

В 1918 г. Советом народных комиссаров был принят план монументальной пропаганды, в соответствии с которым предусматривался снос памятников царям и их приспешникам и сооружение памятников и мемориальных досок деятелям революции и «светочам философской мысли, науки, искусства». За период с 1918 по 1921 гг. в различных городах было создано около 40 памятников и бюстов «лучшим умам человечества» и более 50 мемориальных досок с изречениями, выражающими новую пролетарскую идеологию.

Например, в первую годовщину революции на стене Сенатской башни Кремля была открыта мемориальная доска с рельефом, посвященным героям Октябрьской революции, скульптор С.Коненков. На площади перед Моссоветом в 1920 г. был установлен обелиск Свободы в честь первой советской Конституции с памятником Освобожденному труду, скульптор Н.Андреев, архитектор Д.Осипов.

В Ленинграде после 1917 г. на Марсовом поле начали хоронить в братских могилах героев революционных боев. В 1919 г. здесь была завершена монументальная композиция – памятник Жертвам революции по проекту арх. Л.Руднева. Планировку поля выполнил арх. И.Фомин, мемориальные поэтические тексты составлены А.Луначарским.

Праздничное оформление городов по случаю революционных праздников также было составной частью плана монументальной пропаганды. В связи с годовщинами устраивались праздничные шествия, карнавалы, митинги, театрализованные действа, выступления хоров, оркестров и солистов. Для этих мероприятий устраивались разукрашенные трибуны и помосты, улицы украшались арками, панно, плакатами и лозунгами.

Одним из первых мероприятий Советской власти была передача в пользование трудящихся бывших дворцов царской фамилии и знати, особняков крупной буржуазии. Они были превращены в общественные здания – музеи, школы, санатории, дома отдыха, рабочие клубы и Дворцы культуры.

Ряд законов, принятых в первые годы Советской власти, имел прямое отношение к охране памятников культуры и искусства. В 1918 г. был принят декрет Совнаркома «О регистрации, приеме на учет и охране памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений». Для осуществления декрета создана коллегия по делам музеев и охраны памятников искусства и старины, ее возглавил И.Грабарь, а на местах созданы губернские подотделы. Таким образом создана единая государственная система охраны памятников культуры. При коллегии организована Всероссийская реставрационная комиссия, в дальнейшем, реставрационные мастерские. В ее задачи входило составление списков памятников, паспортов памятников, реставрационные работы, методическая помощь на местах.

Ремонтно-реставрационными работами руководили видные архитекторы. Работы велись в Московском Кремле, ряде московских церквей, храме Василия Блаженного и других объектах, в соборном доме на Стрелке и Спасском монастыре в Ярославле, в Ленинграде – в Зимнем дворце, в Детском селе, Павловске, Петергофе, Ораниенбауме, а также в Новгороде.

Среднеазиатский комитет по делам музеев и охраны памятников занимался реставрационными работами в Бухаре, Самарканде, Хиве, Коканде, Термезе, Намангане.

Реставрационные работы проводились в Баку и Нухе (Армения), на Украине – в Софийском соборе в Киеве. С 1918 по 1927 гг. отреставрированы 224 памятника, созданы основы научной методики реставрации, внедрены технические новинки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: