
Объем азота состоит из азота воздуха (
) и азота топлива (
), где
= 28/22,41 - плотность азота.

Объем водяных паров. Водяные пары в продуктах сгорания появляются за счет: окисления водорода (
), влаги топлива (
), влагосодержания воздуха (
или 13
) и пара при распыле мазута в паровых мазутных форсунках(
, кг/кг).
- плотность водяных паров.


При сжигании топлива с α>1 объем газов (
) будет равен:

При химически неполном горении и α>1 объем газов равен:
и т.д.
При этом объем сухих газов:
и т.д.
При сжигании газообразного топлива ( состав топлива в % объема ), из вышеприведенных реакций окисления горючих газов, имеем


, где 
При изменении балласта топлива (
) объемы теоретически необходимого количества воздуха
и газов
,
,
пересчитываются по тем же коэффициентам пересчета, что и состав топлива.
Объемы сухих газов
можно определить, зная состав топлива и объемы составляющих продукты сгорания, из соотношения:
(1)
Для твердого и жидкого топлива:
(2)
Для газового топлива:
(3)
Из данных выражений можно получить, что
равен:
(4)
где
и
- содержание компонентов в топливе.
- процентное содержание этих газов в продуктах сгорания.
(5)
Контроль избытка и присосов воздуха
Эффективность процесса горения и экономичность работы парового котла в значительной степени определяется величиной коэффициента избытка воздуха в топке (αт)
и присосов воздуха по газовому тракту (∆α).
Снижение коэффициента избытка воздуха в топке и присосов воздуха ведет к снижению расхода электроэнергии на тягу и дутье. Снижается потеря тепла с уходящими газами, но чрезмерное снижение коэффициента избытка воздуха в топке (αт) может привести к потерям, связанным с недожогом топлива. Поэтому контроль коэффициента избытка воздуха в топке (αт) и присосов в газоходы (∆α) имеет важное значение при эксплуатации котла
Рассмотрим газовый тракт парового котла.

![]() | ![]() | ||






- присос воздуха в i-ый газоход.
,
где
,
-коэффициенты избытка воздуха до и за i-ым газоходом
;
.

