Гигиенические основы профилактики внутрибольничных инфекций

Любая инфекция доставляет немало страданий больному. Осложнения иногда возникают по вине самого больного, несвоевременно обратившегося за медицинской помощью. Но случается и так, что помощь оказана специалистом высокой квалификации вовремя и в полном объёме, а больной не выздоравливает, его состояние вызывает тревогу. Причина этого - условия пребывания пациента в стационаре или несоблюдение гигиенических правил проведения лечебно-диагностических процедур. На обиходном языке эту ситуацию характеризуют словами «занесли инфекцию», а специалисты говорят о внутрибольничной инфекции (ВБИ).

Согласно определению ВОЗ к ВБИ относят «любое клинически распознаваемое инфекционное заболевание, которое поражает больного в результате его поступления в больницу или обращения в неё за лечебной помощью или сотрудников больницы вследствие их работы в данном учреждении вне зависимости от появления симптомов во время пребывания в стационаре или после выписки».

Большое значение в борьбе с ВБИ принадлежит санитарно-гигиеническим мероприятиям: соблюдение медицинским персоналом правил личной гигиены, тщательной обработке рук и дезинфекционному режиму. В приёмном отделении санитарно-гигиенический режим должен исключать занос инфекции в стационар. После осмотра каждого поступающего пациента клеёнку на кушетке следует протирать дезинфицирующим раствором, больного осматривают на педикулёз, он проходит полную санитарную обработку (душ или ванна, при этом выдаётся обеззараженная мочалка). Поступающий больной переодевается в чистое больничное бельё. По разрешению врача может остаться в своём белье. Приёмное отделения должны иметь средства дезинфекции и дезинсекции, мыло, мочалки индивидуального пользования, посуду для хранения «чистых» и бывших в употреблении мочалок, наконечники для клизм и чистую посуду для их хранения.

В лечебных отделениях стационаров кровать, тумбочку и подставку для подкладного судна протирают дезинфицирующим раствором. Постельные принадлежности после выписки каждого больного должны обрабатываться в дезинфекционной камере. Гигиеническую ванну больные получают 1 раз в 7-10 дней со сменой белья. После смены белья пол и предметы протирают дезинфицирующими растворами.

Большое значение при переносе инфекции от одного пациента к другому играют руки персонала. По имеющимся данным в 40% случаев развитие инфекций, вызванных условно-патогенной микрофлорой, связано с наличием этих микроорганизмов на руках персонала, причём чаще энтеробактерий. В связи с этим в любом случае медицинский персонал должен мыть руки до, и после выполнения всех манипуляций пациентам, выделенным в группу высокого риска развития ВБИ. Мытьё рук и использование перчаток не исключает друг друга. Причём, мытьё рук после снятия перчаток также необходимо, так как они могут быть незаметно порваны или содержать невидимые трещины или повреждения.

Для профилактики ВБИ необходимо соблюдать и другие санитарно-гигиенические требования:

Ø ее трясти в воздухе и не бросать на пол постельное бельё пациентов;

Ø правильно удалять твёрдые и жидкие отходы из лечебного отделения;

Ø неукоснительно соблюдать требования, предъявляемые к дезинфекции

предметов ухода и изделий медицинского назначения,

предстерилизационной очистке и стерилизации;

Ø соблюдать режим проветривания помещений;

Ø осуществлять мытьё полов и влажную уборку поверхностей (мебели,

оборудования, аппаратуры) в соответствии с требованиями, используя

дезинфицирующие средства.

Поверхности в помещениях ЛПУ (пол, стены, двери, стулья и т.д.), жёсткую мебель, поверхности аппаратов, приборов обеззараживают, протирая их ветошью, смоченной в растворе дезинфицирующего средства. Для сочетания процесса дезинфекции с мытьём целесообразно использовать средства, обладающие наряду с антимикробными моющими свойствами. Если обработка производится в присутствии больных, следует применять средства, не обладающие летучестью и вследствие этого мало опасные при ингаляционном воздействии. К ним относятся КПАВ, композиции на основе и некоторые другие соединения, включающие анионные и неиногенные ПАВ в качестве функциональных добавок.

Для дезинфекции небольших, труднодоступных поверхностей, а также для экстренной обработки поверхностей, небольших по площади, дезинфицирующие средства распыляются с помощью ручного распылителя типа «Росинка» или используют аэрозоли. Чаще всего средства на основе спиртов. Заключительную дезинфекцию проводят с помощью гидропульта или другого распыливающего устройства, позволяющего обработать большие помещения. Участвуя в дезинфекции способом распыления, медицинский персонал должен соблюдать все рекомендуемые меры предосторожности: иметь защитную одежду, респиратор, защитные очки, резиновые перчатки; такая обработка выполняется в отсутствие больных.

Воздух и поверхности в помещениях ЛПУ обеззараживаются ультрафиолетом с помощью бактерицидных облучателей, которые по месту расположения могут быть потолочными, настенными и передвижными, а по конструкции – открытого (применяют в отсутствие больных), закрытого (возможно применение в присутствии людей) и комбинированного типов. Разновидностью закрытого облучателя являются рециркуляторы воздуха, рекомендуемые для непрерывного облучения в помещении, где постоянно находятся люди и к которым предъявляются высокие асептические требования (операционные, перевязочные, стерильная зона ЦСО). Режим дезинфекции зависит от мощности облучателя, объёма помещения, критериев эффективности обеззараживания, обусловленных функциональным назначением и определяется в соответствии с «Методическими указаниями по применению бактерицидных ламп для обеззараживания воздуха и поверхностей» № 11-16/03-06, утверждёнными Минздравмедпромом РФ от 28.02.95г.

Санитарно-техническое оборудование протирают ветошью или чистят щётками (ершами), на которые наносят дезинфицирующий раствор или чистящее - дезинфицирующее средство в виде порошков, паст, гелей или других готовых форм, рекомендуемых для этих целей и обладающих наряду с дезинфицирующими свойствами хорошими потребительскими качествами – моющими, отбеливающими, чистящими (хлорактивными, перекисьсодержащими средствами и т.д.).

Посуду освобождают от остатков пищи и погружают в дезинфицирующий раствор на рекомендуемое время, после чего моют и споласкивают водопроводной водой. Для дезинфекции посуды лучше применять дезинфицирующие средства, обладающие моющими свойствами, способностью растворять жиры и хорошо смывающиеся с поверхности. Посуду можно также прокипятить в водопроводной воде или растворе питьевой соды.

Бельё (постельное, нательное и др.) дезинфицируют в специальных прачечных или обычных (в определённые дни). При необходимости бельё также можно обеззаразить погружением в дезинфицирующий раствор с последующей стиркой и прополаскиванием или прокипятить.

Постельные принадлежности (подушки, одеяла, матрацы) одежду и обувь больного обеззараживают в дезинфекционных камерах.

Предметы ухода за больными дезинфицируют, погружая в дезинфицирующий раствор или протирая увлажнённой ветошью с последующим промыванием водопроводной водой.

Изделия медицинского назначения больше всего нуждаются в обработке. Сразу после использования у пациентов они подлежат дезинфекции, которая осуществляется физическим (кипячение, паровая, воздушная обработка) или химическим методами (использование растворов химических средств).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: