Цели воспитания

Цель воспитания — это то, к чему стремится воспитание, будущее, на достижение которого направляются его усилия. Любое воспитание — от мельчайших актов до широкомасштаб- ных государственных программ — всегда целенаправленно бесцельного, ни к чему не стремящегося воспитания не бывает. Целям подчиняется все: содержание, организация, формы и методы воспитания. Поэтому проблема целей воспитания от-носится к числу наиболее важных в педагогике. Вопросы — к чему должны стремиться школы и воспитатели в своей практи-ческой деятельности, каких результатов добиваться — можно

назвать ключевыми.

Выделяются общие и индивидуальные цели воспитания. Цель воспитания выступает как общая, когда она выражает качества, которые должны быть сформированы у всех людей, и как ин-

дивидуальная, когда предполагается воспитание определенного (отдельного) человека. Прогрессивная педагогика выступает за единство и совмещение общих и индивидуальных целей.

Цель выражает общую целеустремленность воспитания. При практическом осуществлении она выступает как система конкретных задач. Цель и задачи соотносятся как целое и часть, система и ее компоненты. Поэтому справедливо и такое определение: цель воспитания — это система решаемых воспи- танием задач.;,

Задач, определяемых целью воспитания, обычно много — общих и конкретных. Но цель воспитания в пределах отдельно взятой воспитательной системы всегда одна. Не может быть, чтобы в одном и том же месте, в одно и то же время воспита- ние стремилось к различным целям. Цель — определяющая ха- рактеристика воспитательной системы. Именно цели и средст- ва их достижения отличают одни системы от других.

В современном мире существует многообразие целей вос-питания и соответствующих им воспитательных систем. Каж- дая из этих систем характеризуется своей целью, равно как и|

128 1

каждая цель требует для реализации определенных условий и средств. Широк диапазон различий между целями — от незна­чительных изменений отдельных качеств человека до карди­нальных изменений его личности. Многообразие целей лиш­ний раз подчеркивает огромную сложность воспитания.

Как появляются цели воспитания? В их формировании на­ходят отражение многие объективные причины. Закономерно­сти физиологического созревания организма, психическое раз­витие людей, достижения философской и педагогической мыс­ли, уровень общественной культуры задают общую направлен­ность целей. Но определяющим фактором всегда является идеология, политика государства. Поэтому цели воспитания всегда имеют ярко выраженную классовую направленность. Нередки случаи, когда цели воспитания маскируются, прикры­ваются общей туманной фразеологией для того, чтобы скрыть от людей их истинную сущность и направленность. Но не су­ществует ни одного государства, пусть самого демократичного, где цели воспитания в школе не направлялись бы на укрепле­ние сложившихся общественных отношений, были оторваны от политики и идеологии правящего класса.

Не все педагоги согласны отводить воспитанию роль при­служницы идеологии, хотя история человеческих цивилизаций знает немало свидетельств, когда политику направляли умные и достойные деятели, сумевшие обратить воспитание на пользу всему народу. Но в ряде стран, к сожалению, воспитание отра­жало волюнтаристские устремления политиканов, государствен­ные амбиции, не развивало, а оболванивало целые поколения. Крах антинародных воспитательных систем в бывшем СССР и странах Восточной Европы — один из свежих примеров вечного торжества гуманистических целей воспитания и одновременно еще одно доказательство того, что любой государственный строй стремится прежде всего монополизировать воспитание. Вот почему в последнее время в мировой педагогике крепнет идея независимости воспитания от политики и идеологии, вы­ведения его целей из общечеловеческих законов жизни, потреб­ностей, прав и свобод. Человек не может рассматриваться как средство для достижения цели: он сам — эта цель.

История педагогики — это длинная цепь зарождения, осу­ществления и отмирания целей воспитания, а также осуще­ствляющих их педагогических систем. Из этого следует, что цели воспитания не являются раз и навсегда заданными, не су­ществует и формально-абстрактных целей, одинаково пригод-

ных для всех времен и народов. Цели воспитания подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер.

История общественного развития подтверждает, что произ­вольное выведение целей воспитания недопустимо. При выбо­ре, постановке и формулировке целей воспитания необходимо опираться на объективные закономерности развития природы, общества, человека.

Установлено, что определение цели воспитания обусловле­но рядом важных причин, комплексный учет которых выводит на формулировку закономерности формирования цели. Какие же факторы определяют ее выбор? Кроме уже известного нам фактора — политики, идеологии государства важное значение имеют потребности общества. Цель воспитания выражает исто­рически назревшую потребность общества в подготовке под­растающего поколения к выполнению определенных обще­ственных функций. При этом чрезвычайно важно определить, действительно ли потребность назревшая или только предпола­гаемая, кажущаяся. Многие воспитательные системы терпели крах именно потому, что опережали свое время, принимали желаемое за действительное, не учитывали реальностей жизни, надеясь воспитанием преобразовать жизнь людей. Но лишен­ное объективности воспитание не выдерживает напора дей­ствительности, удел его заранее предрешен.

Потребности общества определяются способом производ­ства — уровнем развития производительных сил и характером производственных отношений. Поэтому цель воспитания в ко­нечном итоге всегда отражает достигнутый уровень развития общества, им определяется и изменяется с изменением способа производства. Для подтверждения этой важной связи проана­лизируем изменение целей воспитания в зависимости от типа общественно-экономических отношений.

История насчитывает пять общественно-экономических формаций, определяемых различными типами производствен­ных отношений между людьми: первобытнообщинная, рабо­владельческая, феодальная, капиталистическая, посткапитали­стическая.

При первобытнообщинном строе классового деления не было. Все дети получали одинаковую трудовую подготовку: их обучали охоте, рыбной ловле, изготовлению одежды. Воспитание было призвано обеспечивать существова­ние людей, его цель — вооружать человека опытом выживания, т, е. знаниями и умениями, необходимыми в суровой повсе-

дневной жизни. Специальных воспитательных учреждений не было, школы лишь зарождались. Как видим, способ производ­ства и цель воспитания находятся между собой в согласии.

При рабовладельческом строе воспитание стало уже особой функцией государства. Появились специальные уч­реждения, занимающиеся воспитанием. Наличие двух классов привело к появлению различий в характере цели воспитания. Она становится дуалистической. Целью воспитания детей ра­бовладельцев была подготовка их к роли господ, наслаждаю­щихся искусствами, приобщающихся к наукам. Они должны были вести захватнические войны с целью порабощения других народов и приобретения богатств, уметь защищать свои госу­дарства. Воспитание (если его можно так назвать) детей рабов заключалось в подготовке их к выполнению приказаний гос­под. Детей приучали к смирению и покорности. И здесь уро­вень развития производительных сил, характер производствен­ных отношений диктуют именно эти, а не иные цели.

На примере античного воспитания видим также, что клас­совый характер общества породил классовую дифференциацию целей воспитания. В соответствии с различными целями велась, подготовка к жизни, дифференцировалось мировоззрение, формировалась психология.

При феодализме основные классы — феодалы и кре­постные крестьяне. Цели воспитания остаются дифференциро­ванными: для детей феодалов — рыцарское воспитание, а для детей крестьян — трудовое, в «школе» под открытым небом. Первые наслаждаются искусствами и науками, овладевают «рыцарскими добродетелями», вторые в подавляющем боль­шинстве никаких учебных заведений не посещают. Характер производственных отношений не требует от низших слоев на­селения ни общей, ни специальной подготовки, поэтому раз­двоение целей, которое мы наблюдаем и в этом обществе, вы­ражает не только классовую направленность целей в классовом обществе, но и зависимость их от способа производства.

Капиталистический строй характеризуется на­личием двух основных классов — буржуазии и пролетариата. Характер развития производства, для которого требуются уже более образованные работники, вынуждает правящий класс создавать систему учебных заведений, дающих знания рабочим. Одновременно с этим буржуазия дает хорошее воспитание сво­им детям, чтобы они были в состоянии осуществлять управле­ние государством, направлять развитие экономики, обществен-

ных процессов. Создается сеть частных привилегированных учебных заведений. Классовая дифференциация, дуализм целей воспитания сохраняются, как сохраняется и общая зависимость целей от способа производства.

На смену раннему (классическому) капитализму идет (при­шел) развитый капиталистический строй, называемый постка­питалистическим (рыночным, демократическим и т. п.). Этот строй характеризуется более высоким уровнем развития произ­водственных и общественных отношений. В русле историческо­го процесса попытку построения социализма и коммунизма в нашей стране также можно рассматривать как не увенчавшийся успехом способ перехода к более совершенным общественным отношениям. При всем многообразии посткапиталистических форм и отношений, существующих в мире, общая зависимость целей воспитания от способа производства сохраняется.

Цель и характер воспитания соответствуют уровню развития производительных сил и типу производственных отношений, свойственных каждой общественно-экономической формации.

Но не только способом производства определяются цели воспитания. Немаловажное влияние на их формирование ока­зывают и другие факторы. Среди них — темпы научно-техни­ческого и социального прогресса, экономические возможности общества, уровень развития педагогической теории и практи­ки, возможности учебно-воспитательных учреждений, воспита­телей, учителей и т. п.

Таким образом, можно сделать вывод: цель воспитания оп­ределяется потребностями развития общества и зависит от спо­соба производства, темпов социального и научно-технического прогресса, достигнутого уровня развития педагогической тео­рии и практики, возможностей общества, учебных заведений, учителей и учеников.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: