Корреляция

Взаимосвязь между двумя причинами, выраженная в ко­личественной форме, называется корреляцией. Она показы­вает, как изменяется один фактор относительно другого, а также как они связаны между собой. Если, например, мы за­хотим узнать, как влияет количество повторений на про­чность запоминания, то нет иного пути, как в процессе на­блюдений (экспериментов) фиксировать изменение одного показателя относительно другого. Когда будет собрано не­обходимое количество пар наблюдений, можно рассчитать коэффициент корреляции (коэффициент взаимосвязи), ве­личина и алгебраический знак которого укажут, существует ли взаимосвязь, а если существует, то каковы ее уровень и направленность. Положительная связь, когда коэффициент имеет знак «плюс», указывает на то, что оба фактора изме­няются в одном направлении. В нашем примере коэффици­ент корреляции имеет положительное значение — чем больше количество повторений, тем выше прочность запо­минания.

Отрицательную связь будем иметь тогда, когда коэффи­циент корреляции имеет знак «минус», а это указывает, что причины (факторы) изменяются в противоположных направ­лениях. Такую связь зафиксируем, например, тогда, когда будем изучать влияние объема учебного материала на про­дуктивность усвоения. Очевидно, что, чем большее количе­ство материала будет изучаться на уроке, тем более низки­ми будут результаты его усвоения на отведенном отрезке времени. Нулевое или близкое к этому значение коэффици­ента корреляции означает, что оба фактора изменяются не­зависимо друг от друга. Значения коэффициентов корреля­ции находятся в пределах от -1 до +1.

В дидактических исследованиях используются различные показатели корреляционных связей, как, например, коэффи­циент взаимной сопряженности Пирсона, уточненный пока­затель Пирсона—Бравэ, коэффициент ранговой корреля­ции, коэффициент зависимости Юла, другие способы ана­лиза накопленных статистик, специально разработанные для обработки материалов социологических, психологичес­ких, педагогических исследований. Для факторного анализа дидактических причин целесообразно прежде всего приме­нять показатель взаимной сопряженности Пирсона. Он обес­печивает возможность сравнительно просто без специаль­ной статистической обработки факторов рассчитывать тес­ноту взаимосвязи между ними. Особенно эффективен кри­терий Пирсона в том случае, когда один из факторов фикси­руется как базисный, а все другие находятся с ним в корре­ляционной связи. Коэффициенты корреляции дидактических причин, которые приводятся ниже, рассчитаны именно по критерию Пирсона.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: