Предложение в долгосрочном периоде

афик предложения в долгосрочном фиоде представлен отрезком SS «ещение кривой спроса с положе- 1Я DIDI до D2D2 и повышение цены Р1 до /*2 увеличат объем предложе-ш в большей степени, чем вырастет «а. Отрезок (2((2г больше, чем от-зок />,/».,


рстаточно быстро отреагировать на повышение цен на произ-одимую им продукцию. В краткосрочном периоде предложение этом случае будет эластичным. Если же неиспользуемые мощно-ри и трудовые ресурсы отсутствуют, то понадобится много време-h для того, чтобы построить новые или расширить действующие |астки производства, оснастить их дополнительным оборудовани-р, подготовить дополнительную рабочую силу. В этом случае пред-(эжение в краткосрочном периоде будет неэластичным.

2. На степень эластичности предложения большое влияние оказывают характер и тип производимого товара или услуги. Напри- щьр, возможность значительного увеличения предложения нату-^льного каучука связана с длительным периодом выращивания каучуконосных деревьев, поэтому предложение каучука не может §ыть эластичным на протяжении довольно долгого периода вре-1|ени. Та же особенность характерна и при возрастании объема одроса и цены на услуги архитекторов в условиях строительного (|ума. Для подготовки хорошего специалиста в этой области понадобится несколько лет, в течение которых предложение данной ЙУгуги будет неэластично относительно цены.

В то же время предложение товаров, объем производства которых может быть увеличен на уже существующих мощностях при сокращении производства на них менее выгодных изделий, будет Эластично. Например, на имеющихся полиграфических мощностях можно быстро наладить производство красочной обертки или Упаковки для многих товаров, что повысит конкурентоспособность

4.4 Ценовая эластичность предложения


упакованных в них товаров. Но это может произойти в ущерб производству, например, школьных учебников, для оплаты производства которых у государства может недоставать нужного количества средств. Предложение упаковки будет эластично.

3. Предложение товаров эластично в том случае, когда фирма имеет возможность хранить значительное количество запасов готовой продукции. В этом случае фирма сможет быстро реагировать на растущий спрос и повышение цены не только за счет производства новых изделий, но и за счет имеющихся запасов. Если же цены снижаются, то величина предложения может быть быстро и значительно сокращена за счет увеличения запасов готовой продукции. Но в этом случае необходимо, чтобы это позволил характер продукции (например, хранение хлеба недопустимо, так как он зачерствеет). Кроме того, издержки хранения готовой продукции должны быть сравнительно невелики.

4.5. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ ЭЛАСТИЧНОСТИ

Эластичность спроса и поведение фирм

Ранее уже отмечалось, что знание теории эластичности необходимо прежде всего представителям маркетинговых служб фирм Оно дает возможность построить ценовую стратегию, принять верное решение относительно того, снижать или повышать цены, если целью фирмы является увеличение дохода.

Теперь мы можем уточнить, что менеджер фирмы должен уметь учесть, что эластичность спроса на продукцию фирмы и эластичность рыночного спроса не совпадают. Эластичность спроса на продукцию фирмы, как правило, выше, чем эластичность рыночного спроса на данный вид продукции в целом. Это объясняется наличием у покупателя выбора на рынке между различными видами схожего товара.

Например, если эластичность рыночного спроса на стиральные порошки составляет 0,7, то это не означает, что такова же эластичность спроса на порошок марки «ОМО». Конкуренция может повысить коэффициент эластичности спроса на порошок какой-либо фирмы, и не исключено, что в данном конкретном случае он ока-


зкется больше единицы. А как уже было установлено, политика ценообразования в первом (при Е d = 0,7) и во втором (при Е d > 1) «лучаях должна быть противоположной.

в Теория эластичности и налоговая политика государства

-.

л Другое применение теория эластичности находит при опреде-

дении налоговой политики государства.

э Одним из важнейших источников доходов государственного Цюджета являются косвенные налоги, которые включаются в цену Производимого товара и которые ведут поэтому к повышению цены детого товара. После его продажи сумма денег, соответствующая сумме.ралога, поступает в бюджет и может использоваться для различных 11елей, например для поддержания малоимущих, развития социальной сферы, финансирования отраслей народного хозяйства и т. д.

Разрабатывая налоговую политику, руководители государства должны решать ряд проблем.

*%~ Одна из них — какие товары освободить от обложения косвенным налогом. Ответ на этот вопрос кажется простым: те товары, спрос на которые неэластичен, не должны освобождаться от косвенного налога. Но в эту группу товаров попадут прежде всего товары первой необходимости, которые в больших количествах покупаются малоимущими людьми: соль, спички, молоко, хлеб, картофель и т. п. Если цены на них вырастут при введении косвенного налога, то при неизменном объеме их потребления расходы малоимущих людей возрастут и их материальное положение ухудшится.

•з В этом случае государство будет вынуждено увеличить выплаты «з государственного бюджета средств на оказание помощи особо нуждающимся. Таким образом, деньги будут двигаться по кругу: сначала от малоимущих к государству, а потом назад, от государства к малоимущим. Этот пример свидетельствует о том, что правильный выбор товаров, подлежащих косвенному налогообложению, не может быть сделан без учета теории эластичности спроса.

Другую группу товаров, на которые, как правило, существует неэластичный спрос, покупают состоятельные люди, не нуждающиеся в материальной поддержке государства. К этой группе товаров относятся дорогие мебельные гарнитуры, изделия из дорогих мехов, ювелирные изделия и т. д. Введение косвенных налогов


на товары этой группы повысит цены на эти товары, но не приведет к существенному сокращению величины спроса на них Поэтому доходы государственного бюджета увеличатся и в то же время материальное благополучие потребителей бриллиантовых колье и котиковых манто практически не пострадает. Поэтому обложение косвенным налогом товаров подобного рода оправданно.

Введение косвенных налогов оправданно и в том случае, когда ими облагаются спиртные напитки и табачные изделия.

Распределение налогового бремени при эластичном

и неэластичном спросе

Важной проблемой налоговой политики, проводимой государством, является распределение налогов между производителями товаров и услуг, с одной стороны, и их покупателями, — с другой Кто должен нести большую тяжесть налогового бремени: тот, кто производит товары и услуги, или тот, кто их покупает? На этот вопрос нет и не может быть простого и однозначного ответа. Многое будет зависеть от экономического положения, в котором находится данная страна, от задач, которые стоят перед правительством от того, должно ли оно принимать меры против инфляции, и т. д Некоторые из этих проблем мы рассмотрим позднее. Сейчас же нам важно понять, как будет распределяться вводимый налог между продавцами и покупателями данного товара.

Предположим, что правительство приняло решение о введении косвенного налога на велосипеды. Допустим, что велосипеды продаются по цене 6000 р. и что устанавливается косвенный налог 600 р. с одного велосипеда.

Рассмотрим, каковы будут последствия введения этого налога.

Еще раз вспомним, что косвенный налог включается в цен> товара и после его продажи перечисляется в бюджет. Поэтому производители велосипедов будут рассматривать косвенный налог как составную часть издержек производства их продукции. Следовательно, они повысят цену на велосипеды. Казалось бы, что теперь они установят цену 6600 р. Однако эта цена окажется выше равновесной, так как повышение цены повлечет за собой снижение величины спроса. Допустим, что новая цена равновесия установится на рынке на уровне 6300 р. Таким образом, введение косвенного


налога привело к тому, что покупатели велосипедов стали платить за каждую единицу товара на 300 р. больше, т. е. они оплачивают половину введенного косвенного налога. Другую половину налога оплачивают производители велосипедов.

t Последствия введения косвенного налога при эластичном спро-fce показаны на рис. 4-9, а. Точка пересечения кривой спроса DD и кривой предложения S[Sl — E}. Эта точка показывает, что при выпуске товара Qt и цене Р, на рынке устанавливается равновесие qnpoca и предложения. Введение косвенного налога вызовет по-йышение цены и сокращение объема спроса, что приведет к сдви-w кривой S}S} и установлению нового равновесия спроса и пред-дожения в точке £2 — точке пересечения кривой DD и нового положения кривой S2Sr

Рисунок 4-9, а, показывает, что для покупателя расходы на велосипед повысились с уровня цены Р, до цены Р2, и, следовательно, отрезок PjP2 сумма косвенного налога с единицы продукции, оплачиваемая покупателем. Производитель, который повысил цену до Рт выплачивает косвенный налог, выраженный на графике отрезком АЕГ Но так как часть этого налога производители переложили на покупателей путем повышения цены, то для них введение косвенного налога равносильно снижению цены до уровня Ра, т. е. косвенный налог, выплаченный производителями, равен отрезку РаР, или отрезку ВА.

Заметим, что площадь прямоугольника АР Р^В показывает сумму косвенных налогов, которые поступили в государственный бюджет за счет доходов производителей, а площадь прямоугольника ВР{Р2Е2 сумму косвенных налогов, которые производители переложили на покупателей.

Как повлияло бы повышение эластичности спроса на распределение косвенного налога? Для того чтобы ответить на этот вопрос, достаточно провести кривую DD, которая имела бы угол наклона по отношению к оси абсцисс меньший, чем угол наклона кривой спроса на рис. 4-9, а. В этом случае отрезок Р,Р2 оказался бы меньше, а отрезок Р,Ря остался бы прежним. Это показывает, что чем выше эластичность спроса, тем меньше доля покупателей в оплате косвенного налога и тем больше доля производителей.

Если мы обратимся к случаю, когда спрос на товар неэластичен, то увидим, что введение косвенного налога окажется тем бременем, которое ляжет преимущественно на покупателя.





Рис. 4-9. А


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: