Фирмы-монополиста

Кривая MR пересекает кривую МС в точке А, соответствующей оптимальному выпуску продукции 3 единицы и цене 7 р Расстояние Q9F представляет собой средние общие издержки, а расстояние BF — прибыль Общий доход фирмы равен 21 р (7x3), прибыль от реализации 3 единиц продукции составляет 6 р (2х 3)



предел, который ставит покупательская способность, представленная точкой на кривой спроса. Перпендикулярную линию, опущенную из точки А на горизонтальную ось, продлеваем вверх до пересечения с кривой спроса. Таким способом определяем уровень цены, равный 7 р., соответствующий объему спроса в 3 единицы. Общая выручка составит 7x3 = 21 р. Она представлена площадью прямоугольника OP0BQ0. Для того чтобы определить величину прибыли, построим кривую средних общих издержек (АТС). Общие издержки при оптимальном выпуске составят сумму, выражаемую площадью OCFQQ (3x5= 15 р.). Прибыль на единицу продукта равна 2 р. (отрезок BF). Общая величина прибыли представлена площадью CP0BF (2x3 = 6 р.). Она является максимальной.

В отличие от конкурентного рынка, на монополистическом рынке отсутствует кривая предложения. Напомним, что она показывает цены предложения, т. е. те цены, по которым продавец согласен реализовать продукт. Реагируя на изменяющиеся цены, конкурентная фирма изменяет объем предложения. При этом, как указывалось в предыдущем параграфе, кривая предложения отдельной фирмы совпадает с отрезком кривой предельных издержек, расположенным выше точки ее пересечения с кривой средних переменных издержек. Фирма-монополист также реагирует на спрос на свою продукцию, но она при этом не движется по кривой предложения. Вместо этого при изменяющихся условиях спроса она, следуя правилу MR — МС, выбирает такую комбинацию цены и объема предложения товара, которая приводит к максимизации прибыли. При этом следует иметь в виду, что полный контроль монополиста над рынком не означает, что он способен установить сколь угодно высокую цену. Его стремление повысить цену на свою продукцию упирается в своего рода барьер — величину спроса покупателя на эту продукцию. На рис. 10-7 эту величину спроса показывает точка В на кривой спроса DD. Повышение цены сверх 7 р. привело бы к такому снижению объема спроса, которое уменьшило бы прибыль.

Ценовая дискриминация

До сих пор мы исходили из того, что монополист продает все единицы продукта по одинаковой цене. Между тем в некоторых случаях он осуществляет ценовую дискриминацию, под которой


понимается продажа различных единиц одной и той же продукции по разным ценам различным покупателям. При этом следует иметь в виду, что различия в ценах не вытекают из различий в издержках производства.

Ценовая дискриминация возможна лишь в том случае, когда продукт не может быть куплен на одном рынке и перепродан по более высокой цене на другом. Например, если книги школьникам будут продаваться со скидкой, то они могут быть затем перепроданы другим группам населения. Поэтому ценовая дискриминация обычно осуществляется в сфере услуг. Например, в Петербурге пенсионеры оплачивают телефонные услуги по более низким тарифам, чем остальное население. Единственный врач, практикующий в небольшом населенном пункте и имеющий представление о материальном положении клиентов, может устанавливать для них различный гонорар за лечение. Ценовая дискриминация предполагает, что отнесение покупателей к отдельным группам населения не представляет труда. Условие ценовой дискриминации: должна быть различной ценовая эластичность спроса у отдельных покупателей; имеется в виду, что тот потребитель, который испытывает более острую потребность в данном продукте, готов уплатить за него более высокую цену.

Различаются три типа ценовой дискриминации: совершенная дискриминация, или дискриминация первой степени, дискриминация второй степени и дискриминация третьей степени.

Совершенная дискриминация имеет место тогда, когда фирма устанавливает различные цены на каждую единицу товара, т. е. реализует товар по индивидуальным ценам. Тем самым каждый покупатель приобретает продукт по максимальной цене, которую он способен уплатить. В реальной действительности такая дискриминация почти не встречается, так как продавец не имеет информации о покупательской способности потребителей, которые, разумеется, не заинтересованы в том, чтобы ему ее предоставлять. Это — недостижимая мечта каждого продавца.

На первый взгляд кажется, что ценовая дискриминация противоречит стремлению максимизировать прибыль, так как одни покупатели платят меньшую цену, чем другие. На самом деле монополист всегда при проведении ценовой дискриминации получает большую прибыль, чем та, которую он получал бы при ее отсутствии, так как возрастает объем продаж.

10.3. Монополия______________________________________________________


Поскольку совершенная ценовая дискриминация практически неосуществима, то монополисты в ряде случаев устанавливают не индивидуальные цены на каждую единицу товара, а выделяют несколько ступеней цены, т. е. некоторые покупатели получают скидки с цены продукта. Такие скидки могут предоставляться в зависимости от размеров приобретаемой партии товара, потому что покупатели часто предъявляют спрос на большие партии товара только при условии предоставления им скидки. Ценовая дискриминация проявляется, например, в установлении трех тарифов на междугородные телефонные разговоры. В связи с этим те лица, которые не воспользовались бы этим видом услуг, имеют возможность связаться по телефону с другими городами в вечернее или ночное время или в выходные дни, когда действуют льготные тарифы. В ряде случаев скидки носят кумулятивный характер. Так, проездной месячный билет на городской транспорт обходится дешевле, чем приобретение разовых билетов. Подобная ценовая дискриминация называется дискриминацией второй степени.

Имеется еще один вид ценовой дискриминации — ценовая дискриминация третьей степени, которая заключается в том, что различные цены устанавливаются для отдельных групп покупателей, а не для отдельных партий товара. В этом случае имеет место сегментация рынка, т. е. выделение двух или более групп потребителей, обладающих различной чувствительностью по отношению к изменению цены (разной ценовой эластичностью спроса). Например, редакции некоторых журналов устанавливают различные цены на подписку для индивидуальных подписчиков и для организаций. Студентам и школьникам проездные месячные карточки на городской транспорт продаются по сниженным ценам. В тех случаях, когда ценовая эластичность спроса является низкой, устанавливаются высокие цены; когда она высока — низкие цены.

Таким образом, ценовая дискриминация приводит к тому, что некоторые товары и услуги могут приобретать потребители, которые при отсутствии ее вообще бы их не покупали. Фирмы в результате этого увеличивают свой доход. Государство обычно поощряет ценовую дискриминацию, так как она позволяет несколько сгладить неравенство в потреблении.

Глава 10.



Рис.10-8. t>


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: