Система государственных органов в РФ

1 группа:

· Глава государства – президент РФ.

· Высшие должностные лица субъектов РФ.

2 группа:

· Федеральный орган – ФС РФ.

· Региональные органы – законодательные органы субъектов РФ.

3 группа:

· Федеральные органы – Правительство РФ, федеральные министерства, агентства.

· Региональные органы – высшие исполнительные органы субъектов РФ, министерства.

4 группа:

· Федеральные органы – КС, ВС, ВАС РФ, все суды арбитражной и общей юрисдикции кроме мировых.

· Региональные органы – Конституционные (уставные) суды, мировые судьи.

5 группа (Контрольно – надзорные органы):

· Органы прокуратуры.

· Счётная палата – парламентский орган, осуществляющий надзор за исполнением федерального бюджета.

6 группа (избирательные органы):

· Федеральный орган – центральная избирательная комиссия.

Региональные органы – избирательные комиссии субъектов РФ

СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ — разделение компетенции между органами государственной власти, обеспечивающее их взаимный контроль. В соответствии с Конституцией механизм государственной власти на высшем уровне представлен Федеральным Собранием — парламентом, Президентом и Конституционным Судом.

Конституция РФ наделяет Федеральное Собрание законодательной властью. Однако законодательные полномочия Федерального Собрания строго очерчены, во-первых, его конституционной компетенцией, во-вторых, правом отлагательного вето Президента. Большими распорядительными полномочиями обладает Президент РФ в отношении Правительства РФ в целом (вправе отправить его в отставку) и в отношении высших должностных лиц государства: назначает Председателя Правительства РФ (с согласия Государственной Думы); назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров (по предложению Председателя Правительства); назначает и отзывает дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях (после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания) и т.д.

Судебная власть в механизме разделения властей играет особую роль. Смысл и назначение судебного надзора в механизме разделения властей состоят в обеспечении гарантий защиты от произвола органов исполнительной власти, от принятия и исполнения законов, нарушающих конституционные права и свободы граждан. Так, за Конституционным Судом РФ закреплена исключительная привилегия толковать Конституцию РФ (ч. 5 ст. 125) и объявлять недействительными акты органов государственной власти (ч. 6 ст. 125). Однако судебная власть (в том числе судебный надзор) не безгранична. Так, пределы судебной власти ограничены нормами, строго регламентирующими само право на обращение в суд.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: