Управление в ЖКХ- деятельность по организации работ жилищно-коммунальных услуг. Жилищные услуги – эксплуатация и ремонт жилищного фонда. Коммунальные услуги – предоставление потребителям жизнеобеспечивающихресурсов.
Управление в ЖКХ отвечает за решение 3 задач:
1) организация эксплуатации жилищ.фонда;
2) взаимодействие с подрядными орг-ми и поставщиками услуг;
3) выполнение всех работ с нанимателями и собственниками жилья.
Известны 3 схемы управления:
1) традиционная советская, за жилье отвечали жилищно-эксплуатационные организации, принадлежащие или муниципалитету или предпр-ию. Главн. минусом считается совмещение функций, отсутствие конкуренции и иные административные способы управления;
2) управление на базе созданных служб или дирекций единого заказчика (СЕЗы, ДЕЗы). Здесь разделяются управление и исполнение заказов. Заказы выполняются после конкурсного отбора подрядчиков. Минусы этой схемы: не допускается конкуренция в управлении; слабая связь с населением; не заинтересованы в снижении тарифов, т.к. существуют на их основе.
3) использование товарищества собственников жилья (ТСЖ), управляющих компаний (УК) и непосредственное управление собственниками помещения (НУ) – объединяет функции собственника, управления и эксплуатации.
Функции собственника:
1Установление требований к системе управления и обслуживания собственника.
2Обеспечение необходимого финансирования.
3Заключение договоров на управление и обслуживание.
Возможные функции управляющей компании:
1Организация работ по эксплуатации принятого от собственника в управление имущества на базе стандартов ЖКХ и требований собственника.
2Выбор на конкурсной основе:
а) организаций, предоставляющих услуги жизнеобеспечения;
б) организаций, эксплуатирующих жилищный фонд
3Контроль выполнения договорных обязательств.
4Участие в формировании тарифов и надбавок.
5Защита прав собственника, нанимателя, арендатора.
Жилищный кодекс определяет 3 формы управления многоквартирными домами:
1. непосредственное управление собственниками помещения. Типично для небольших малоквартирных домов – каждый из ответственных жильцов самостоятельно заключает договоры с ресурсно-обеспечивающими организациями, т.е. не создаются органы управления. Допускается выбирать уполномоченного, который будет представлять их интересы по доверенности;
2. ТСЖ
3. управляющая организация (УК)любой формы собственности.
Планирование деятельности предприятия
1 Сис-ма планов пр-тия и их взаимосвязь: признаки группировки планов пр-тия и виды планов, взаимосвязь планов, орг-ция план-ния на пр-тии
Планирование - это определение целей и задач предприятия на определенную перспективу.
Выделяют два осн-х вида план-ния:
1. Технико-экономическое. Разработка целостной сис-мы пок-лей разв-я техники и эк-ки пр-тия в их единстве и взаимозавис-сти как по месту, так и по времени действия. Обосновываются оптим объемы пр-ва на основе учета взаимодействия спроса и предлож-я, выбир-ся необход-е производств-е рес-сы и устан-ся рациональные нормы их использ-я, опр-ся конеч финансово-экон пок-ли.
2. Оперативно-производственное. Разрабатывается последующее развитие технико-экон планов пр-тия. Устан-ся текущие производственные задания отдельным цехам, участкам
Классификация планов:
1. По содержанию:
- технико-экономическое; - оперативно-производственное; -организационно-технологическое;
- соц-трудовое; - снабженческо-сбытовое; -финансово-инвестиционное; - бизнес-планирование и т.д.
3. По времени действия:
-краткосрочн (текущ) (в течение года, квартала, месяца, декады, недели);
-среднесрочное (1-3 года); - долгосрочное (перспективное) (3-10 лет).
4. По сфере применения:
-межцеховое; - внутрицеховое; - бригадное; - индивидуальное.
5. По стадиям разработки: -предварительное; окончательное.
7. По направлениям обеспечения текущей деятельности
– план производства, - план ресурсного обеспечения, - план по труду и зп
8. По целям планирования – антикризисное планирование, - налоговое планирование, - инновационное планирование, - бизнес-планирование.
При планировании деятельности пр-тия должен примен-ся системный подход. Все части взаимоувязаны и любые изменения одной составляющей приводят к изменению других.
Принципы план-ния:
1) разнообразие видов предпр-й порождает разнообразие подходов к орг-ции план-ния их деят-ти; 2) чем больше предпр-е, тем разностороннее и четче должно быть план-ние; 3) системность планов. План предпр-я – это система взаимоувязанных планов; 4) двойственность и реальная сопоставимость планов; 5) многовариантность; 6) динамичность и непрерывность – план-ние должно быть организовано так, что позволило бы незамедлительно вносить изменения в плановые показатели для того, чтобы не допустить развития негативных явлений;
Организация планирования.
В план-нии участвуют многие категории персонала – рук-ли всех ур-ней упр-ния, экономисты-менеджеры, плановики-исполнители и др.
Осн-е ф-ции высшего рук-ва пр-тия состоят в: *установлении единой стратегии развития план-ния, *выборе осн-х способов ее достиж-я, *опр-нии методов и технологии разработки планов.
Рук-ли остальных звеньев упр-я, а также спец-сты плановых служб: *разрабатывают все текущие и тактические планы, *осущ-ют анализ внутр и внеш среды, *составление прогнозов разв-я своих подразд-й, *расчет и оценку необх-х рес-сов, плановых пок-лей и т.д.
В план-нии своей деят-ти участвуют все службы пр-тия, как произв-ные, так и функц-ные.
2.3 Стратегическое план-ние на пр-тии: его содержание, задачи, функции
Стратегическое планирование закл-ся в устан-нии долгосрочной ориентации фирмы на какой-либо вид произв деят-ти и занятие соотв-щего или планир-го полож-я как на внутр, так и на внеш рынке.
Особенности стратег-кого план-я:
1. Планы обычно содержат только одну стратегию предстоящих действий.
2. В планах оцениваются все сильные и слабые стороны фирмы при анализе благоприятных возможностей или опасных событий в окружающей обстановке.
3. В большинстве планов оценка риска не производится, но при рассмотрении различных возможных вариантов действий риск учит-ся.
4. Все планы строятся на основе ожидаемых целей, кот-е отражают важнейшие пок-ли фин деят-ти фирмы.
5. В долгосрочных планах отраж-ся данные о требуемых инвестициях, ожидаемых доходах и расходах, выплачиваемых дивидендах в долгосрочном периоде.
6. В планах дается оценка диверсификации, происходящей в результате возможных слияний и поглощений фирмы.
Основная задача стр. планир-я состоит в обосновании важнейших целей и выработке правильной стратегии долгосрочного разв-я.
К основным сферам деят-ти, в границах кот-х каждое пр-тие опр-ет свои главные цели относят:
* положение орг-ции на рынке, * инновационная деят-ть, * ур-нь производительности, * наличие произв ресурсов, * степень стабильности, * сис-ма упр-я, * профессионализм персонала и соц ответственность.
Функции стратегического планирования:
* страт.план задает перспективные напр-ния разв-я пр-тия,
* опр-ет осн-е виды деят-ти орг-ции,
* позволяет увязывать в единую сис-му маркетинговую, проектную, производственную и финансовую деят-ть,
* позволяет лучше понимать стр-ру потр-тей, процессы план-я, продвижения и сбыта продукции, мех-зм формир-ния рыночных цен;
* он устан-ет каждому подразд-ю, всей орг-ции конкретные и четкие цели, кот-е соглас-ся с общей стратегией разв-я пр-тия;
* он обеспечивает коорд-цию усилий всех функц-ных служб орг-ции;
4. Текущее планирование и его содержание. Цели текущего планирования. Основные разделы годового плана предприятия.
Текущее план-ние охватывает годовой период и представляет совок-сть планов по различным видам деят-ти предпр-я.
Во-первых, текущ.план-ние должно рассматриваться как этап реализации стратегии предприятия.
Во-вторых, если раньше отправной точкой текущих планов был план произв-ва, то в рыночной экономике это место занимает прогноз сбыта на текущий год.
Цели тек.планирования:
* создания планов предприятия на период до 1 года (полугодичные, квартальные, месячные, недельные (декадные) и суточное план-ние).
* детальной разработки) оперативных планов для предприятия в целом и его отдельных подразделений, в частности программ маркетинга, планов по произв-ву, матер-технич. снабжению.
Основными звеньями тек.плана произв-ва явл.: календарные планы (месячные, квартальные, полугодовые), которые представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных перспективным и среднесрочным планами.
Календарные планы произв-ва составляются на основе сведений о:
В календарных планах произв-ва предусм-ся:
- расходы на реконструкцию имеющихся мощностей - замену оборудования, - сооружение новых предприятий, - обучение персонала.
Произв. программа предприятия рассчитывается на год с разбивкой заданий по кварталам, а квартальных по месяцам.
Основные разделы: