Особенности последующих следственных действий

Положительным результатом поисковых действий «по горячим следам» является установление и задержание подозреваемого. В зависимости от имеющихся сведений о его личности и возможности вооруженного сопро­тивления решается вопрос о составе оперативной группы и тактике задер­жания. Если преступление совершено группой, состав которой еще точно не известен, следует на какое-то время сохранить в тайне сам факт задер­жания. Если предстоит задержать несколько человек в разных местах, соз­дается нужное число оперативных групп, действия которых согласовыва­ются по времени. Задержание может быть поручено подразделениям осо­бого назначения или быстрого реагирования, которые осуществят это профессионально и при необходимости скрытно от окружающих.

Подозреваемого целесообразно допросить сразу же после задержания с тем, чтобы также оперативно использовать полученную от него информа­цию.

При допросе выясняется:

как возник умысел совершить преступление, что этому способствовало; от кого получена информация о предмете посягательства, благоприятных условиях его совершения, имело ли место заранее обещанное укрыватель­ство;

кто кроме задержанного принимал участие в совершении преступной акции, образуют ли эти лица вместе с задержанным организованную груп­пу, каков ее состав, кем она возглавляется, как распределены роли между членами группы и т. д. — все об этой группе;

обстоятельства совершенного преступления, использованные орудия, их местонахождение в данный момент, источник приобретения; если исполь­зовались ТС, то какие, кому принадлежат, какова роль водителя;

если предметом преступления были вещи, иные материальные ценно­сти, деньги, то у кого и где они находятся в настоящее время, как были реализованы или как предполагается их реализовать, через кого, занима­лось ли то лицо приобретением похищенных вещей ранее.

Этот перечень носит, разумеется, примерный характер.

Сразу же после допроса, а иногда и параллельно с ним проводятся обы­ски жилища задержанного и других помещений, к которым он имел дос­туп. Обыски могут проводиться и у его связей, а также у выявленных со­участников. Основное требование — внезапность и оперативность, четкая организация обмена информацией между группами, проводящими одно­временные обыски в разных местах. Это необходимо для оперативного же использования полученной информации как в розыскных целях, так и для доказывания и преодоления противодействия расследованию со стороны задержанных.

При производстве расследования «по горячим следам» возможно предъ­явление для опознания лиц и предметов — потерпевшим, свидетелям, пособ-



Глава 52. Расследование преступлений «по горячим следам»


никам. Такая необходимость может возникнуть и в отношении организато­ра преступной группы, который лично преступление не совершал, но встречался потерпевшему или свидетелю ранее.

Организационно процесс расследования «по горячим следам» может осуществляться в следующих вариантах:

1) следственно-оперативная группа, выезжающая на место происшест­вия, в силу сложившейся ситуации (требующей, например, безотлагатель­ного осмотра еще одного места происшествия) вынуждена на этом закон­чить свою деятельность по делу, дальнейшее расследование которого пору­чается другому следователю или иной следственно-оперативной группе;

2) следственно-оперативная группа, выезжавшая на место происшест­вия, проводит затем расследование в полном объеме и с этого момента не отвлекается на иные поручения;

3) следственно-оперативная группа выполняет все действия начального этапа вплоть до задержания виновного, а затем передает производство по делу другому следователю или следственно-оперативной группе.

Успешное раскрытие преступления «по горячим следам» не только сви­детельствует о высоком профессионализме следователей и оперативного сотрудника, но и получает значительный общественный резонанс, способ­ствуя повышению авторитета правоохранительных органов.


Глава 53. Особенности расследования преступлений несовершеннолетних

§ 1. Криминалистическая характеристика преступлений несовершеннолетних

Данная методика отличается от иных частных методик расследования, конструируемых по составам преступлений, тем, что ее создание базирует­ся на особенностях субъектов преступной деятельности. При этом опреде­ляющей особенностью является их возраст. Несовершеннолетними, как известно, признаются лица, которым ко времени совершения преступле­ния исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет (ст. 87 УК РФ). Создание данной методики расследования обусловлено социально-психологически­ми особенностями лиц указанного возраста, имеющими объективно-субъ­ективную природу. Объективную ее часть составляют психофизиологиче­ские процессы, протекающие в организме лиц указанной возрастной груп­пы. Субъективную — специфика формирования конкретной личности. Как объективные, так и субъективные факторы существенно влияют на такие черты личности несовершеннолетнего, как: его общественное и правовое сознание, восприятие требований закона и общежития, мотивы и манера поведения, отношение к другим людям и т. п. При этом следует учитывать, что существует большая личностная дистанция между подростками от 14 до 15 и от 16 до 18 лет. Первая категория более подвержена влиянию, злым шалостям, в их преступлениях меньше жестокости. Их преступления обычно — кражи, хулиганство, завладение транспортным средством (ТС) без цели хищения. Вторая категория (16—18 лет), как правило, более орга­низована, совершает тяжкие и особо тяжкие преступления (грабежи, раз­бои, изнасилования, убийства).

Особое отношение к несовершеннолетним демонстрирует как уголовно-правовое, так и уголовно-процессуальное законодательство. Так, в УК РФ имеется специальный раздел (V), посвященный уголовной ответственности несовершеннолетних. В ст. 87—96 этого раздела отражены ее особенности. В частности, наряду с уголовным наказанием предусмотрены принудитель­ные меры воспитательного воздействия как один из видов освобождения от уголовной ответственности (ст. 90 УК) или от наказания (ст. 92 УК). Данный раздел постоянно корректируется законодателем. Так, Федераль­ным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ «О внесении изменений и до­полнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» указано, что к не­совершеннолетним до 16 лет не может применяться наказание в виде ли­шения свободы за преступление небольшой или средней тяжести, совершенное впервые. К несовершеннолетним от 16 лет не может приме­няться наказание в виде лишения свободы за преступление небольшой тя­жести, совершенное впервые. Этим же Законом разрешено назначать нака­зание несовершеннолетнему в виде штрафа, налагаемого на его родителей или законных представителей (с их согласия). Ограничены сроки наказа­ния за тяжкие преступления (6 лет) и за особо тяжкие (10 лет) (новая ре-



Глава 53. Расследование преступлений несовершеннолетних


дакция ч. 6 ст. 88 УК РФ). Еще одной новеллой является то, что при на­значении наказания несовершеннолетнему осужденному за тяжкое либо особо тяжкое преступление низший предел наказания сокращается напо­ловину (ч. б1 ст. 88 УК РФ). Новым является и помещение осужденного несовершеннолетнего, освобожденного от наказания, в учебно-воспита­тельное учреждение закрытого типа органа управления образованием.

В УПК РФ специальная глава (гл. 50) отведена производству по делам несовершеннолетних. Ее особенности касаются порядка производства по таким делам, дополнительных обстоятельств, подлежащих установлению наряду с общепринятым предметом доказывания, выделения дел о несо­вершеннолетних в отдельное производство, участия в допросе педагога, психолога, специфики судопроизводства и т. п.

Особое внимание, уделяемое законодательством преступлениям несо­вершеннолетних, отражает как конституционные положения о защите прав личности ребенка, так и положения документов, имеющих международно-правовое значение, например Конвенции о правах ребенка, принятой Ге­неральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.

Что касается методики расследования преступлений несовершеннолет­них, то она базируется на общих целях и принципах предварительного следствия, отражая вместе с тем ряд особенностей, связанных главным об­разом с личностью несовершеннолетних. Эти особенности проявляются как при совершении ими противоправного деяния (включая мотивы и спо­соб действия), так и в их поведении на предварительном следствии, обу­словленном теми понятиями и установками, которые сформировались у подростка к данному моменту.

В психолого-педагогической литературе 14—17-летний возраст относят к старшему подростковому или к раннему юношескому. Биологически подростковый возраст является периодом завершения физического разви­тия. Социальное положение лиц данной категории весьма неоднородно: учащиеся, работающие, неработающие. Вместе с тем их поведение и по­ступки носят уже сознательно-волевой характер, что и определяет наступ­ление общеуголовной ответственности с 16 лет, а с 14 лет — за такие пре­ступления, как: убийство, умышленное причинение вреда здоровью (тяж­кого и среднего), похищение человека, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, кража, грабеж, разбой, вымогательство, неправомерное завладение ТС без цели хищения, умышленное уничтоже­ние или повреждение имущества (при отягчающих обстоятельствах), терро­ризм, захват заложника, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, хулиганство (при отягчающих обстоятельствах), вандализм, хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных уст­ройств, хищение либо вымогательство наркотических средств или психо­тропных веществ, приведение в негодность ТС или путей сообщения (ст. 20 УК РФ).

В отечественной криминалистической литературе принято классифици­ровать несовершеннолетних правонарушителей на четыре типа, отмечая при этом, что различия между ними весьма условны.

К первому могут быть отнесены лица, впервые совершившие преступле­ния; их предшествующее поведение и нравственный облик достаточно по-


§ 1. Характеристика преступлений несовершеннолетних



ложительны. Обычно такие подростки совершают малозначительные пра­вонарушения под влиянием конфликтной или чрезвычайной ситуации.

Ко второму типу относят тех, кто тоже впервые совершил преступление под влиянием ситуации, однако предыдущее их поведение было далеко не безупречным. Они обладают такими отрицательными наклонностями, как употребление спиртных напитков, наркотиков, курение, побеги из дома и т. п.

Третий тип — это подростки с общей нравственной деформацией. Они уже совершали различные правонарушения, привлекались к администра­тивной ответственности, направлялись в учебно-воспитательные учрежде­ния закрытого типа. Мотив и цель преступления формируется у них специ­ально под влиянием ситуации, в результате воздействия взрослого лица или более испорченного сверстника. Многие преступления совершаются ими спонтанно: участие в драках, хулиганство, ограбление пьяных и т. п.

К четвертому типу относят тех, чья нравственная деформация представ­ляет серьезную опасность для общества, чье поведение носит стойкий ан­тисоциальный характер. В этой категории могут быть и уже судимые (ус­ловно осужденные, освобожденные досрочно и т. п.). Это, как правило, лица, уклоняющиеся от работы и учебы, объединившиеся в подростковые преступные группировки или входящие в состав взрослой преступной структуры. Они грубы, жестоки, у них ослаблено чувство стыда. Основная цель — стяжательство, обогащение. Основные интересы — праздное вре­мяпрепровождение, азартные игры, выпивка, секс.

Независимо от указанных типов при расследовании преступлений несо­вершеннолетних необходимо учитывать особенности возрастного периода. Повышенная активность и возбудимость делают подростка неразборчивым в знакомствах, побуждают к конфликтам. Естественное стремление к само­стоятельности может получить отрицательное развитие под влиянием сре­ды, взрослых из числа антиобщественных элементов. Такому влиянию мо­гут поддаться и подростки робкие, застенчивые, выросшие в семье, где процветало неуважительное отношение к детям, где унижали их достоинст­во. Многое в поведении подростка определяется его желанием самоутвер­диться, завоевать авторитет у сверстников, прослыть смелым, решитель­ным и т. п.

В подростковом возрасте слабо развита система «сдержек», сознатель­ный контроль за своим поведением. Это нередко используют взрослые для вовлечения их в подходящий момент в преступную деятельность.

Многим подросткам свойственны грубость, дерзость, раздражитель­ность как результат дурного воспитания. Эти факторы необходимо учиты­вать при контакте с ними. Равным образом надо иметь в виду и свойствен­ное несовершеннолетним упрямство, а также лживость, примыкающую к упрямству. Однако лживость подростка не всегда объясняется только чер­той характера; она может быть результатом неправильного понимания дружбы и товарищества, боязни прослыть предателем, желанием выделить­ся, привлечь внимание. Разумеется, она определяется и мотивами, свойст­венными преступнику любого возраста: боязнь ответственности и наказа­ния; угроза мести со стороны соучастников.

Естественное стремление подростка к самовоспитанию может получить уродливое развитие, если в качестве примера им будет выбрана личность с


838 Глава 53. Расследование преступлений несовершеннолетних

антиобщественным поведением. Стремление к дружбе нередко оборачива­ется вхождением в социально отрицательную группировку на базе совмест­ных развлечений с последующим переходом к преступной деятельности. Не случайно подростковая преступность является, как правило, групповой, и истоки ее лежат в безнадзорности компаний, лидерами в которых стано­вятся взрослые или несовершеннолетние правонарушители.

Резюмируя вышесказанное, следует подчеркнуть, что при расследова­нии преступлений несовершеннолетних необходимо всегда помнить и учи­тывать: недостаток жизненного опыта, незавершенность формирования принципов, правил, понятий, критериев самооценки и оценки окружаю­щих и, как следствие, неумение (неспособность) рассмотреть истинный смысл происходящих событий; доверчивость, повышенная эмоциональ­ность, возбудимость и внушаемость, податливость уговорам и угрозам, не­уравновешенность, импульсивность, стремление подражать старшим, пере­оценка своих возможностей.

Учет этих факторов накладывает на следователя дополнительные обяза­тельства, во многом определяет особенности методики расследования, формирует тактику действий. Его взаимоотношения с несовершеннолетни­ми должны строиться не только в соответствии с процессуальными норма­ми, но и охватывать широкий спектр нравственных и психологических на­чал. Следователь, специализирующийся на делах несовершеннолетних (а такая специализация крайне необходима), наряду с общими профессио­нальными качествами должен проявлять гуманность, уважительное отно­шение к личности подростка, веру в возможность его перевоспитания и со­вершенствования. Подростки очень чувствительны к несправедливости и особенно ценят справедливое отношение к себе. Поэтому они должны ви­деть, что следователь уделяет их делу необходимое внимание, стремится ус­тановить истину, относится объективно, реагирует на просьбы, жалобы, ходатайства. Следователь должен постоянно изучать несовершеннолетнего правонарушителя, выявлять его психологические качества, нравственные установки, пытаясь понять его внутренний мир. Немалую роль при этом способно сыграть знание увлечений, свойственных подростковым группам: спорт, музыка, видео- и аудиотехника, компьютерные игры и т. п. Это по­может не только в установлении контактов, но и в оказании на подростка положительного эмоционально-волевого воздействия. По таким делам очень важно, чтобы следователь стал авторитетом, примером для подража­ния1. Обвинение подростку должно предъявляться таким образом, чтобы он был убежден в достаточности собранных данных. Вместе с тем необхо­димо не только разъяснить сущность предъявляемого обвинения, но и рас­крыть перед подростком общественную опасность его действий, показать, какой ущерб он причинил себе, родным, близким, потерпевшим.

Этико-воспитательным должно быть и отношение к ходатайствам несо­вершеннолетнего; он должен убедиться в справедливости следователя, его желании объективно разобраться во всем. При отказе удовлетворить хода­тайство необходимо подробно объяснить причину, чтобы действия следо­вателя были правильно поняты. Точно так же должны быть мотивированы

1 В этой связи особенно важным является то, чтобы расследование уголовного дела с начала и до конца вел один следователь, тем более если ему удалось устано­вить психологический контакт с подростком.


§ 1. Характеристика преступлений несовершеннолетних 839

действия, связанные с задержанием подростка, применением к нему меры пресечения и т. п.

Важным моментом расследования как с тактической, так и с воспита­тельной позиции является установление психологического контакта1. Для этого прежде всего нужно тщательно изучить личностные качества, кото­рые способствуют установлению контакта (общительность, откровенность и т. д.) или, наоборот, затрудняют его (замкнутость, скрытность, озлоблен­ность, лживость, вспыльчивость и др.). На подростка оказывают значитель­ное влияние не только слова и поступки, но и внешний вид следователя, его внимательность, сосредоточенность, безупречное знание материалов дела. Для преодоления скрытности, замкнутости, упрямства подростка, не­приемлемой манеры поведения (развязность, грубость, вспыльчивость и т. п.) должны быть использованы убеждение, корректность, вежливость в сочетании с твердостью, терпением.

Важным моментом психологического контакта является речь следовате­ля. Желательно, чтобы она была яркой, выразительной, точно отражала мысли и действия. Недопустима речь монотонная, вялая, наводящая скуку. Нежелательна как очень громкая, резкая речь, так и слишком тихая. Целе­сообразно постоянно помнить, что манера говорить выражает отношение к делу, а подростки особенно чувствительны к таким моментам.

При расследовании дел несовершеннолетних приходится учитывать и фактор быстрой утомляемости подростков. Поэтому допросы и иные след­ственные действия с их участием не должны длиться более двух часов под­ряд, а в общей сложности четырех часов в день (ч. 1 ст. 425 УПК РФ).

Применительно к предмету доказывания специфика проявляется при установлении любого обстоятельства совершенного преступления. Напри­мер, анализируя объективную сторону состава преступления, следует выяс­нить, способен ли несовершеннолетний на те или иные физические дейст­вия: унести один все похищенное, оказать сопротивление и т. п.

Наряду с общеустановленными элементами предмета доказывания по делам о несовершеннолетних должны быть дополнительно выяснены сле­дующие обстоятельства (ст. 421 УПК РФ): «1) возраст несовершеннолетне­го, число, месяц и год рождения; 2) условия жизни и воспитания несовер­шеннолетнего, уровень психического развития и иные особенности его личности; 3) влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц.

При наличии данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, устанавливается также, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо ру­ководить ими».

Подобная детализация предмета доказывания обусловливает разработку таких тактических рекомендаций, как: допрос обоих родителей о поведе­нии несовершеннолетнего, его связях, причинах и условиях, способство­вавших преступлению; допрос не только классного руководителя, с кото-

1 Под психологическим контактом можно понимать такое состояние, при кото­ром участники следственного действия проявляют интерес и готовность к обще­нию, к обмену информацией и к восприятию информации, исходящей от каждого из них (см., например: Каневский Л. Л. Расследование и профилактика преступле­ний несовершеннолетних. М., 1982. С. 16).


840 Глава 53. Расследование преступлений несовершеннолетних

рым могли не сложиться отношения подростка, но и других учителей; до­прос не только бригадира, но и других членов бригады; допрос лиц по месту жительства и др.

При доказывании виновности следует иметь в виду, что для несовер­шеннолетних характерны более разнообразные мотивы преступлений, чем для взрослых. К ним могут быть отнесены: стремление оказать содействие товарищам, озорство, желание утвердиться в группе (компании), доказать свою смелость, показать силу и ловкость, завладеть заманчивым (престиж­ным) предметом и т. п.

Особенности методики расследования преступлений несовершеннолет­них проявляются и во взаимоотношениях следователя с иными службами, подразделениями, организациями. Так, следователи органов внутренних дел, специализирующиеся на таких преступлениях, устанавливают тесные контакты с участковыми инспекторами по делам несовершеннолетних, ор­ганами дознания, участковыми инспекторами, иными службами. Это спо­собствует оперативному получению необходимых данных об условиях жиз­ни, учебы, работы подростка, о его ближайшем бытовом окружении, его поведении и совершенных ранее проступках и т. п. С этой же целью необ­ходимы контакты со специальными учебно-воспитательными учреждения­ми закрытого типа органа управления образованием, с предприятиями, ор­ганизациями, самодеятельными организациями (спортивно-оздоровитель­ными, культурными и т. п.).

§ 2. Возбуждение уголовного дела и планирование расследования

Качество и эффективность расследования по делам несовершеннолет­них во многом определяется своевременностью возбуждения уголовного дела1. Даже незначительное промедление при решении этого вопроса мо­жет привести к совершению подростками новых, нередко еще более тяж­ких преступлений, а также к утрате доказательств, что существенно затруд­нит дальнейшее расследование.

Вместе с тем своевременное возбуждение уголовного дела не дает воз­никнуть и укрепиться представлению о безнаказанности как в среде несо­вершеннолетних преступников, так и у их окружения; прекращает воздей­ствие на подростка со стороны взрослых организаторов и подстрекателей в целях сокрытия следов преступления.

В первичных материалах могут быть следующие данные, свидетельст­вующие о том, что преступление совершено подростками. Во-первых, сам факт их задержания на месте преступления или сразу после его соверше­ния (возможно, явился с повинной). Во-вторых, потерпевшие или свидете­ли знают возраст преступников или по их внешнему виду считают, что это были несовершеннолетние. И наконец, третий вариант — на подростковый возраст преступников указывает обстановка места происшествия, следы, предмет преступного посягательства и иные вещественные доказательства.

Если сигнал (заявление) о преступлении несовершеннолетних поступил в органы внутренних дел, то орган дознания вправе самостоятельно возбу-

1 Следует учитывать, что для несовершеннолетнего сроки давности привлече­ния к уголовной ответственности составляют половину от сроков, установленных для взрослых лиц (ст. 94 УК РФ).


§ 2. Возбуждение уголовного дела и планирование расследования 841

дить уголовное дело и произвести неотложные следственные действия. Ча­ще всего они сводятся к следующим:

принятие мер к пресечению и предотвращению преступлений;

задержание подозреваемого в порядке ст. 91 УПК РФ;

осмотр места преступления;

установление свидетелей, потерпевших.

Особое внимание при этом должно быть уделено соблюдению установ­ленных ст. 144 УПК РФ сроков проверки первичных материалов (трое су­ток и ввиду сложности и значительного объема проверки — до 10 суток)1. В ходе проверочных действий могут быть получены объяснения, истребо­ваны необходимые материалы и т. п. Если при проверке первичных мате­риалов точный возраст подростка установить не удалось, то этот вопрос ре­шается после возбуждения уголовного дела, в процессе расследования. При отсутствии паспорта или свидетельства о рождении возраст определяют пу­тем выемки соответствующих документов (медицинские карты, делопроиз­водство в учебных заведениях, личное дело в отделе кадров и т. п.). С этой же целью могут быть допрошены свидетели (родители, опекуны, родствен­ники и т. д.). При отсутствии иных возможностей проводится судебно-ме­дицинская экспертиза.

Проведя проверочные и неотложные следственные действия, орган доз­нания направляет дело следователю (прокуратуры или следственного коми­тета при МВД РФ) или дознавателю по подследственности (ст. 150, 151 УПК РФ) и подведомственности. Следственный комитет при МВД может при­нять дело несовершеннолетнего к своему производству, не дожидаясь исте­чения 20-дневного срока, а также возбудить его по собственной инициативе, направив постановление о возбуждении дела прокурору (ст. 146 УПК РФ).

При планировании расследования преступлений несовершеннолетних учитывается как общий предмет доказывания (ст. 73 УПК РФ), так и его детализация, предусмотренная ст. 421 УПК РФ. Даже в случаях достаточно простой фабулы такие дела характеризуются большим объемом и трудоем­костью следственных действий. Это связано с групповым, как правило, ха­рактером большинства дел, с более широким кругом обязательных версий, с необходимостью реализации дополнительных процессуальных гарантий, привлечением обязательных участников (родителей, педагогов и др.), необ­ходимостью исследовать условия жизни подростка и его воспитания.

Установление обстоятельств, указанных в ст. 421 УПК РФ, отражается в плане по любому делу несовершеннолетнего.

Выявление точного возраста несовершеннолетнего (число, месяц, год). Если возраст не установлен, то кроме действий, упоминавшихся ранее, мо­гут быть направлены запросы в архивы по месту рождения, проживания или учебы подростка.

Исследование условий жизни и воспитания несовершеннолетнего. Для реализации этой установки закона планируется сбор данных, характери­зующих его семью. При этом необходимо установить: имеет ли подросток обоих родителей, если нет, то как давно и по какой причине; кто воспиты­вает подростка; как характеризуются его родители (воспитатели, опекуны), его семья в целом (братья, сестры, иные лица, проживающие совместно);

1 При необходимости проведения документальных проверок или ревизии про­курор вправе по ходатайству следователя или дознавателя продлить этот срок до 30 суток.



Глава 53. Расследование преступлений несовершеннолетних


каковы взаимоотношения в семье, нет ли источника аморального воздейст­вия (пьянство, скандалы, развратные действия); каковы материально-бы­товые условия.

При выявлении безнадзорности подростка следует установить ее причи­ны (занятость родителей, длительные командировки, болезнь, безразлич­ное отношение к детям и т. п.). Если подросток воспитывался в детском доме, интернате, специальном учебном заведении, то выясняют, в связи с чем он туда поступил, какие там были условия жизни и какое воспитание, как характеризуют его педагоги и воспитатели.

Существенное значение имеет не только бытовое, но и иное ближайшее окружение подростка: круг его знакомых, друзей; наличие среди них лиц с уголовным прошлым; лиц, не занимающихся общественно полезным тру­дом, ведущих аморальный образ жизни. Не вовлекали ли подростка в азартные игры, употребление спиртных напитков, наркотиков. Установле­ние этих и подобных им обстоятельств выявляет лиц, чье воздействие на подростка отрицательно, а также возможных соучастников преступления.

Необходимо выяснить, учится ли несовершеннолетний или работает, где именно, в качестве кого, каково его отношение к учебе (работе), к старшим, его повседневное поведение, взаимоотношения с товарищами по учебе (работе). Если несовершеннолетний и не учится, и не работает, то устанавливают, по какой причине и как давно он оставил учебу (работу), какие меры, когда и кем предпринимались для ее возобновления, в чем причина длительной незанятости и т. д.

Данные о семье, бытовом, школьном, производственном окружении ус­танавливают путем допросов родителей, родных, близких, знакомых, педаго­гов, воспитателей, бригадиров, лиц, проживающих по соседству. С этой же целью истребуют материалы по приостановленным уголовным делам и т. п.

В процессе сбора вышеуказанных данных следователь должен постоян­но иметь в виду необходимость получить сведения об основных чертах ха­рактера подростка, его наклонностях, привычках, круге его интересов, ха­рактере времяпрепровождения, проявленности возрастных особенностей (фантазирование, внушаемость, скрытность), а также об уровне психиче­ского развития несовершеннолетнего и иных особенностях его личности.

Выяснение причин и условий, способствовавших совершению преступ­ления, влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту. Наличие взрослых подстрекателей и иных соучастников. Для реализации указанных требований закона необходимо установить причины появления у несовершеннолетнего антиобщественных привычек и взглядов, выявить обстоятельства, которые привели к формированию преступного умысла, способствовали подготовке преступления, его совер­шению, сокрытию следов.

По каждому делу должны быть выдвинуты и проверены следующие вер­сии:

а) наличие взрослых подстрекателей или иных соучастников;

б) существование группы подростков (возможно и взрослых), совер­
шившей несколько преступлений;

в) наличие фактов недоносительства или заранее не обещанного укры­
вательства со стороны взрослых (родителей, лиц, у которых подросток ос­
тавлял на хранение похищенные вещи, которым дарил такие вещи и др.);


§ 2. Возбуждение уголовного дела и планирование расследования 843

г) приобретение взрослыми похищенного подростком имущества и сбыт
его;

д) вовлечение несовершеннолетних в занятие попрошайничеством,
пьянство, азартные игры, употребление наркотиков, склонение к бродяж­
ничеству и т. п.

Работая по данным версиям, следует учитывать необходимость выясне­ния различных вариантов. Например, подростка принудили совершить преступление или он присутствовал при этом, но активно не участвовал.

Особого внимания требует анализ позиции, занятой подростком на следствии: отрицание вины или, наоборот, желание все содеянное припи­сать себе. За всем этим может стоять влияние родителей, уговоры взрослых соучастников, убедивших подростка в том, что ему по молодости лет не грозит суровое наказание. Мотивами поведения может быть и ложно пони­маемое чувство товарищества. Установление подобных обстоятельств должно сопровождать проверку каждой из версий.

При расследовании преступлений, совершенных группой подростков, необходимо установить, когда и как возникла эта группа, является ли это случайным (спонтанным) объединением нескольких лиц или это структу­ра, заранее сформированная для реализации преступных замыслов. Труд­ным, но насущно необходимым является решение задачи об индивидуали­зации роли каждого из участников группы. Это важно как для установле­ния степени их вины, так и для планирования отдельных следственных действий. Например, при расследовании деятельности преступных струк­тур допросы начинаются с рядовых участников группы. Организаторы, ру­ководители, их помощники допрашиваются позже, когда будут собраны данные об их главенствующей роли.

В отношении группы должно быть выяснено время, обстоятельства ее формирования, инициатор, действия по подготовке к совершению престу­пления (приобретение оружия, угон ТС, разведывательные действия и т. п.).

Если в составе группы имеются подростки, ранее судимые, исследуют причины рецидива, истребуют из архивов уголовные дела, характеристики из исправительных учреждений, специальных учебно-воспитательных заве­дений.

При планировании следует учитывать, что для выяснения обстоя­тельств, предусмотренных ст. 421 УПК РФ, должны быть проведены сле­дующие следственные действия: допрос родителей несовершеннолетнего, его учителей и воспитателей, других лиц, могущих дать нужные сведения, а также истребование необходимых документов. К числу необходимых мо­гут быть отнесены документы, содержащие сведения о возрасте несовер­шеннолетнего, характеристики на него (с места учебы, работы, из испра­вительно-трудового учреждения и др.); на родителей подростка и иных лиц, способных оказывать на него влияние, вовлекать в преступную дея­тельность.

Действия следователя, связанные с истребованием большого количества документов (характеристик, запросов, справок и т. п.), их изучением и приобщением к уголовному делу, должны быть органической частью рас­следования, осуществляться творчески, а не механически, так как нередко



Глава 53. Расследование преступлений несовершеннолетних


от информации, содержащейся в этих документах, зависит планирование дальнейших следственных действий и тактика их проведения.

Включение в план конкретных следственных действий и определение их сроков и очередности зависит от характера преступления и от тех исходных данных, которые были собраны к моменту возбуждения уголовного дела или наличествуют на данный момент следственной ситуации. Однако при планировании следственных действий рекомендуется учитывать возрас­тные особенности подростков: избегать больших перерывов в расследова­нии, определять очередность и тактику допросов, исключающие влияние взрослых или старших товарищей, не забывать и о быстрой утомляемости несовершеннолетних и т. п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: