Вопросы для повторения

1. С какого времени ведет отсчет научное изучение античности?
Назовите авторов, внесших значительный вклад в изучение античной
культуры.

2. Каковы характерные отличительные черты античной культуры?

3. В чем проявляется свойство античной культуры, названное
А.Ф. Лосевым «статуарностью»?

4. Какой смысл вкладывали древние греки в понятие меры? При­
ведите изречения античных авторов, свидетельствующие о высокой
оценке меры в античной Греции.

5. В чем смысл античной мудрости (Софии)? Совпадает ли он с
тем, что мы привыкли вкладывать в понятие мудрости?

6. Приведите соображения в пользу того, что античная культура
носила ярко выраженную эстетическую направленность.

7. Опираясь на известный Вам материал из истории мысли и куль­
туры, попытайтесь найти ответ на вопрос о том, в чем состоят причи­
ны притягательности античности для последующих эпох и почему че­
ловечество вновь и вновь, на каждом новом повороте истории обра­
щается к мысли и искусству древних.

8. Назовите первых древнегреческих философов. В чем можно
усмотреть их заслуги?

9. Охарактеризуйте жизненный путь и облик Сократа. Каковы об­
стоятельства и причины его трагической смерти?

10. Сформулируйте основные положения сократовского учения о
человеке. Что означает мысль Сократа, что человек есть существо,
постоянно испытывающее самого себя и условия своего существо­
вания?

11. Что такое, по Сократу, человеческая душа и из каких частей
она состоит (т.е. какова ее структура)? Какая часть души призвана
быть главенствующей, доминирующей?

12. Каковы характерные черты этического учения Сократа?

13. В чем видит Сократ благо человека?

14. Каков смысл понятия добродетели? Какие добродетели вы­
деляет Сократ?

15. Как можно сформулировать основные положения сократовс­
кого интеллектуализма в этике?

16. Охарактеризуйте метод Сократа. Как Сократ понимает иро­
нию, майэвтику, диалектику?

17. Приведите примечательные факты биографии Платона. Ка­
кое воздействие оказала на судьбу и мировоззрение Платона казнь
Сократа?


18. Каковы основания считать Платона основателем метафизи­
ки? Что такое метафизика?

19. Сформулируйте основные положения платоновской метафи­
зики. Какие функции отводит Платон миру идей, миру чувственно вос­
принимаемых вещей и Демиургу в рамках своей метафизики?

20. Что есть идея, или эйдос, вещи по Платону?

21. Какова структура души по Платону? В чем смысл мифа о кры­
латой колеснице?

22. Как представляет Платон процесс познания?

23. Какое место в философии Платона занимает тема любви?

24. Охарактеризуйте основные черты платоновского идеального
государства. На каком основании К. Поппер считает платоновский
проект идеального государства прообразом тоталитарных диктатур
XX века? В чем состоит общее и каковы различия в критике учения
Платона К. Поппером и А.Ф. Лосевым?

25. Приведите примечательные факты биографии Аристотеля.
Какие гипотезы существуют относительно взаимоотношений Арис­
тотеля и его воспитанника Александра Македонского?

26. Каковы особенности аристотелевского способа философство­
вания? Какие основные группы наук выделяет Аристотель?

27. Дайте характеристику четырем видам бытия, выделяемым Ари­
стотелем. Имеет ли проблема бытия, поставленная Платоном и Ари­
стотелем, отношение к вопросу «быть или казаться»?

28. Охарактеризуйте аристотелевское учение о четырех причи­
нах.

29. Какую роль в своей метафизике Аристотель отводит косми­
ческому и надкосмическому Уму (Мусу)? Как соотносятся Нус и че­
ловеческий ум? Посредством чего Нус движет и управляет миром?
Является ли любовь между Умом и миром взаимной?

30. В чем суть трактовки Аристотелем отношений между индиви­
дом и обществом?


Раздел 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: