И святоотеческой литературы

(патристики)

Два тысячелетия христианство определяет духовную жизнь мно­гих народов, оказывая воздействие на все стороны мирового развития. Этот факт является решающим для включения основ христианской мысли в рамки философии как учебной дисциплины.

В учебном процессе агитация как в пользу христианской веры, так и против нее должна быть исключена. Равным образом исключаются и воинствующее богоборчество и агрессивная религиозность, отрицаю­щие право личности на свободный духовный выбор. Христианская мысль должна предстать перед нами в качестве одного из значитель­ных феноменов культуры и истории, игнорирование которого неиз­бежно обедняет философское знание, снижает уровень обучения. Ее значение одинаково важно как для верующего, так и для неверующе­го человека, если он стремится быть гуманитарно и философски об­разованным. Преподавание атеизма в качестве единственно верной философии нарушает право верующего на получение светского обра­зования, оскорбляет его религиозное чувство. Преподавание же рели­гиозной философии как обязательной дисциплины недопустимо в силу защиты права индивида исповедовать любую религию или не испове­довать никакой. В отличие от духовных процессов, протекающих вне рамок учебного процесса, в образовании ведущей является не уста­новка на агитацию, а установка на изучение. В силу своей природы она отвергает обскурантизм, невежество, нигилизм. Изучение основ христианской мысли при данной установке не означает ограниченно­сти только фактическим материалом, но предполагает уяснение смысла христианского учения, что невозможно без заинтересованного отно­шения учащихся и преподавателя. При этом условии задача расшире­ния сознания, формирования открытости всему иному и умения себя


 

рассматривать с дистанции, полагаемая нами как главная задача об­разования, окажется принципиально разрешимой.

Глава I «ВЕЧНАЯ КНИГА»

Прежде чем перейти непосредственно к рассмотрению философс­кого значения произведений святых Отцов и Учителей церкви, необ­ходимо хотя бы кратко ознакомиться со структурой и содержанием, Библии или Священного Писания. Библию не случайно называют веч­ной книгой. Имеется в виду не только факт исключительно длитель­ного существования библейских текстов и их читаемости, — что само по себе показательно, — но, главным образом, то, что содержание священной книги обнаруживает поистине неисчерпаемую глубину. История свидетельствует, что в любых социальных условиях, при раз­личных политических и экономических порядках, независимо от на­циональных, возрастных и иных факторов люди обнаруживают в биб­лейских текстах нечто для себя существенное и важное. Несомненно, содержание Библии вскрывает ряд универсальных характеристик че­ловеческого бытия, и следовательно, бытия как такового, и именно это обстоятельство лежит в основе вечности священного текста.

«Библия» означает в греческом «книги», т.е. множественное число от слова «книга». Библия и представляет собой не одну книгу, а со­брание книг, каждая из которых имеет свое название и свою специ­фику. Книги Библии делятся на две группы: Ветхий Завет и Новый Завет. Ветхий Завет составлен начиная от 1300 и до 100 г. до н.э. Книги Нового Завета созданы в I в. н.э. и посвящены явлению Христа и все­му, что с ним связано.

Тексты Библии составлены на трех языках: древнееврейском (боль­шая часть Ветхого Завета), небольшая часть на арамейском и некото­рые тексты Ветхого и все Нового Завета — на греческом. В III в. до н.э. был сделан перевод всех текстов на греческий. Это перевод семидеся­ти толковников — «Септуагинта», ставший каноническим для вос­точной церкви. Начиная со II в. н.э. Библия переводилась также на латинский язык. В IV в. ее перевел на латынь один из выдающихся западных Отцов церкви святой Иероним. Эта версия стала официаль­ной для западной (римской) церкви и называется «Вульгата».

В Библии можно выделить концептуальное ядро, отличающее свя­щенный текст и от научного трактата, и от простого повествования. Библия строится на концепции Завета. Завет — это наказ, идущий от Бога к людям. Предполагается, что человеческое существование опре­деляется законом. Этот закон не устанавливается людьми, а имеет божествен-

 

ную природу. Давая людям Завет, Бог устанавливает особого рода отно­шения между собой и людьми, свидетельствующие о Его благой воле: Бог принимает на себя ответственность. Одновременно Завет возвышает человека, делая его свободно устремленным к Богу. В этой связи текст Библии рассматривается в качестве боговдохновенного. Это значит, что хотя он и написан вполне конкретными земными людьми, но через него открывается не человеческое, но божественное. Текст вдохновлен Богом, и через него Бог открывает себя. Отсюда наименование Библии - Откровение. В силу своей природы Бог не может быть познан как позна­ются вещи чувственного мира — прямо, целиком и во всей полноте. Прямое и полное познание Бога превышает человеческие возможности. Бог открывает себя в каноническом тексте, «приоткрывает» завесу для тех, кто обнаруживает в себе мужество веры. Поэтому Библия предстает как «слово Божие» и как таковая она — объект веры. При чтении Свя­щенного Писания невозможно вынести за скобки веру и прочесть Биб­лию холодно-отстраненным взглядом постороннего человека. Как необ­ходимый минимум предполагается сочувственное стремление понять со­кровенный смысл. Этим библейские идеи радикально отличаются от философии предшествующего античного периода. Тексты Платона или Аристотеля апеллируют к уму читателя, но не требуют для своего пони­мания напряжения всех душевных сил и особого доверия к тексту. При условии правильного понимания, основанного на вере, библейские идеи обнаруживают такую силу, что способны изменить духовный облик че­ловека и сообществ людей. Об этом свидетельствует исторический опыт распространения христианства начиная от периода гонений на христи­ан в Древнем Риме и включая сегодняшний день.

Новый Завет, т.е. вторую часть Библии, часто называют Евангелием. Евангелие переводится как «благая весть». Имеется в виду весть о явле­нии Христа и чудесном воскрешении его после насильственной смерти. В действительности Новый Завет включает четыре Евангелия, написан­ных учениками Христа апостолами-евангелистами. Иисус Христос пропо­ведовал устно. Его учение и главные события его жизни записаны в четырех книгах, которые и названы Евангелиями, т.е. Благовествованиями. Основной смысл христианского учения заключен именно в Новом За­вете, или Евангелии. Однако он неразрывно связан с Ветхим Заветом, бывшим священной книгой древних иудеев. Проповедуя свое учение, Хри­стос постоянно сопоставляет принесенное им новое слово с известными по Ветхому Завету истинами, тем самым он оттеняет свою мысль, дела­ет ее более понятной и яркой. Важная роль Ветхого Завета определяется также тем, что в нем подробно описана предыстория еврейского народа до явления Христа, засвидетельствованы пророческие предсказания о его будущем пришествии. Образ Христа, являющего собой посланника Бога на земле (Мессии), Бога-Слово и Богочеловека, сочетающего в себе две природы — божественную и человеческую, наиболее ярко вы­ражает специфику христианства, отличающую его от иных религий.

9-781


Глава II


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: