Радость труда своеобразна. Ее можно сравнить разве что с чувством,
которое переживает человек, поднимаясь на вершину высокой горы. Тяжелый
каменистый путь, каждый шаг дается ценою больших усилий, но перед человеком
благородная цель - достичь вершины. Поднявшись на вершину, человек возвышает
себя, утверждает собственное достоинство. Он ощущает себя сильным и
мужественным, готовым к преодолению новых трудностей. Я видел очень важную
воспитательную задачу в том, чтобы в годы отрочества каждый подросток
поднялся на эту вершину. Труд должен быть своеобразной волевой закалкой; в
этом правиле трудового воспитания выражается единство физического и
духовного. Каждый выполнял работу, которая требовала значительного
напряжения физических и духовных сил. В зимний холод, когда ветер обжигал
лицо и забивал дыхание, подростки ехали в поле: нужно привезти сено для
животноводческой фермы. Они понимали, что никакие трудности не могут
освободить человека от труда: перестанешь работать - нечего будет есть.
|
|
Жизнь на каждом шагу убеждала их, что работать нужно всегда. И они шли
навстречу снежной буре и январскому морозу. Грузили сено, привозили на
ферму. Возвращались с работы уставшие, но радостно возбужденные, переживали
большую человеческую гордость. Это чувство гордости познается только трудом,
и ни при каких других обстоятельствах в школьной жизни оно недоступно. Тот,
кто познал это чувство, понял азы жизненной мудрости: радости жизни
оплачиваются трудом, их нужно добыть. Эта мысль становится личным убеждением
каждого подростка.