1. Назовите отличительные черты культуры Возрождения.
2. Как возникла теория «разлома» между средними веками и Воз
рождением? Почему сегодня наука не поддерживает тезиса о «раз
ломе»?
3. В чем отличие в отношении к античности между деятелями Воз
рождения и представителями средневековой схоластики? Что помогло
деятелям Возрождения почувствовать свою дистанцированность от
античности?
4. Каково происхождение гуманизма Возрождения? В чем его су
щество?
5. Как проявился в эпоху Возрождения культ творческой индиви
дуальности?
6. Какие плоды принесла характерная для Возрождения установ
ка на самореализацию личности?
7. Почему гуманизм Возрождения оказался тесно связанным с
пристальным вниманием к культуре слова, к словесному творчеству?
8. Назовите выдающихся представителей гуманизма Возрождения.
9. Когда и как возникло понятие диалектики? Каковы характер
ные черты диалектики Возрождения?
10. В чем состоят особенности художественной культуры Воз
рождения?
11. Как обосновывает Леонардо да Винчи превосходство живо
писи над другими формами познания мира?
12. Что понимается под Северным Возрождением? Почему Се
верное Возрождение оказалось тесно связанным с церковной Ре
формацией?
13. Охарактеризуйте взгляды Эразма Роттердамского. В чем со
стоят особенности его критического отношения к римско-католичес
кой церкви?
14. Каков смысл учения Лютера об «оправдании верой»? Какой
доктрине римской церкви противопоставил свое учение Лютер?
15. Разъясните учение Кальвина об «избранности к спасению».
Какие критерии определяют, кто из людей относится к числу избран
ных? Объективным или субъективным критериям отдается предпоч
тение?
16. Какие последствия имела деятельность Кальвина в Женеве?
Под западноевропейской философской классикой будем понимать философию XVII — начала XIX в. в Европе. Это период бурного развития философской (как и общественно-политической) мысли в странах европейского континента, отличающийся рядом специфических черт. Он связан с именами мыслителей, чьи труды составили эпоху в развитии культуры христианского ареала, во многом определив ее облик на длительный период, включая и наши дни. Речь идет о следующих мыслителях: Ф. Бэкон (1561—1626), Р. Декарт (1596-1650), Т. Гоббс (1588-1679), Б. Спиноза (1632-1677), Д. Локк (1632-1704), Г. Лейбниц (1646-1716), Д. Юм (1711-1776), И. Кант (1724-1804), И.Г. Фихте (1762-1814), Ф.В. Шеллинг (1775-1854), Г.В. Гегель (1770-1831).
Западноевропейская философская классика ~ особый феномен в контексте культурного и философского развития, обладающий специфическими чертами, существенно отличающими его от предшествующих и последующих этапов эволюции философской мысли.
В западноевропейской философской классике ярко выразились особенности духовного и культурного пути Европы, определившие роль европейского менталитета и основанных на ней достижений — интеллектуальных, культурных, экономических и материальных — в составе мирового сообщества. При ретроспективном взгляде вполне очевидно, что эта роль оказалась чрезвычайно значительной. Отсюда ясно также и значение философской классики: с учетом последующего мирового развития можно без преувеличения говорить о всемирно-историческом характере ее влияния.
Глава I






