Философская классика внутренне связана со всей европейской культурой Нового времени и составляет ее неотъемлемую часть. В философии в концентрированном виде выразились особенности нового этапа культурного развития. Однако этот этап немыслим без предыстории, т.е. без предшествующего длительного периода эволюции. Последний включает в себя, по меньшей мере, следующие этапы и феномены западноевропейской культуры:
— западноевропейскую схоластику VI—XIV вв.;
— эпоху и феномен Возрождения XIV-XVI вв.;
- церковную Реформацию XVI в. и последующую реакцию на нее.
Все эти этапы и события масштабны и значительны. Они представляют собой огромный самостоятельный познавательный и культурный интерес. Не случайно им посвящена поистине необозримая литература. Однако свое значение в полном объеме они выявляют главным образом в связи с западноевропейской философской классикой и культурой Нового времени.
Новоевропейская культура есть явление всемирного масштаба прежде всего потому, что только через нее Европа (а впоследствии Запад в целом) совершенно отчетливо обозначила особость и значительность своей культурной роли в мире. Этот тезис впрямую имеет отношение к вопросу о Европе и России. С эпохи Нового времени и благодаря ей Россия уже не могла прокладывать путь культурной эволюции, не взаимодействуя теснейшим образом с западноевропейской культурой и не испытывая ее мощнейшего влияния. Если более отдаленные регионы Земли оказались подвержены европейскому влиянию в более позднее время, а на некоторые оно распространилось только в XX в., то для нашей страны начало тесного взаимодействия с Европой почти совпало с моментом формирования культуры Нового времени в самих западноевропейских странах. Речь, конечно, идет об эпохе, открывшейся петровскими преобразованиями. Мощный поток новоевропейской культуры, хлынувший в Россию начиная с XVIII в., столь значителен по своему воздействию на внутреннюю жизнь российского общества, что не идет ни в какое сравнение с воздействиями более раннего времени. С этого периода Россия вовлечена в динамизм европейской жизни, принуждена самими обстоятельствами воспринимать европейские идеи, усваивать научные и технологические достижения, определенным образом реагировать на европейские события, кризисы, войны, революции. Культурная самобытность России, ранее не подвергавшаяся сомнению, оказалась поставленной под вопрос.
|
|
Теперь России предстояло освоить достижения Запада, что одно-
временно означало найти собственные ответы на вызовы новоевропейской культуры. Что же представляет собой культура Нового времени в Европе?
|
|
Прежде всего возникает вопрос относительно хронологического рубежа, от которого следует вести отсчет Нового времени. Имеется ряд точек зрения на этот счет. В советской исторической науке господствующим являлся взгляд, согласно которому Новое время начинается с английской буржуазной революции 1640-1660 гг. Этот взгляд основан на положении, что именно с этого времени начинается эпоха господства буржуазных общественных отношений. В отличие от этого большинство западных ученых и дооктябрьские русские считают, что средние века закончились в XV в. и отсюда же начинается постепенный переход к Новому времени. Особое значение в этой связи уделяется факту падения Византии в 1453 г. С падением Византии исчезла последняя нить непосредственной преемственной связи между антично-греко-римскими истоками и современностью. Оборвалась линия живой преемственности. Отныне истоки стали сферой преданий и памятников. С этого момента культура принуждена была подводить под себя собственную основу, используя древность только в качестве исходного строительного материала. Очевидно, что из одного и того же материала можно возвести здания различной архитектуры и конфигурации. Особенно интенсивно Европа закладывала основы своей культурной самобытности в XVI — начале XIX в. Сформированные в этот период характерные черты культуры Европы остаются неизменными до сих пор. Они во многом определяют специфику Запада в целом и особость его роли в мире. Среди современных исследователей существует относительное единогласие в трактовке особенностей типа культуры, заложенной в этот период. Опираясь на обширную литературу, можно выделить следующие характерные черты новоевропейской культуры.
Глава II