Анализ спроса

Основы теории спроса и предложения

Во вводной главе отмечалось, что цены в рыночной экономике являются главными и ничем не заменимыми носителями информации. Можно сказать, что на рынке покупатель и продавец общаются посредством цен, на языке цен. В данной главе ценовой механизм будет рассмотрен более детально.

Микроэкономика начинает изучение рынков с допущения о наличии на них совершенной конкуренции. Что это такое?

Представим себе рынок какого-либо блага, на котором действуют множество продавцов и покупателей. Их так много, что как бы ни вел себя отдельный продавец или покупатель, он не в состоянии изменить цену этого блага. Он может даже уйти с рынка, но рыночная цена останется той же. Там, где продавцы и покупатели столь многочисленны, что не в состоянии своим поведением влиять на цену, их называют ценополучателями.

Итак, ценополучатель это отдельный индивид или фирма, которые не в состоянии повлиять на рыночную цену.

Используя введенное понятие «ценополучатель», можно дать определение и совершенной конкуренции.

Совершенная конкуренция это такая ситуация на рынке, при которой как продавцы, так и покупатели являются ценополучателями.

Совершенная конкуренция или совершенный рынок это абстрактная теоретическая конструкция, которая используется экономистами как отправная точка анализа. В реальности можно найти лишь некоторые рынки, которые близки к такому состоянию, но, тем не менее, не совпадают в точности с ним.

В этой связи экономическую теорию часто обвиняют в нереалистичности, оторванности от жизни. Однако с таким же успехом в этом можно обвинить и физику, которая допускает отсутствие трения или абсолютный вакуум. Любая теория нуждается в некой исходной, предельно идеализированной картине мира, на которую впоследствии накладываются усложнения. Иначе она теряет всякую опору.

В дальнейшем мы проанализируем ситуации, когда цена на рынке в той или иной мере зависит от поведения продавца и/или покупателя. Однако не будем забегать вперед. До этого нам предстоит пройти еще очень долгий путь, и начнем мы его с совершенной конкуренции. И лишь значительно позже она послужит нам в качестве базы для сравнения.

Анализ спроса

Спрос и цена. В России после 17 августа 1998 г. произошел значительный скачок цен. Каждый человек, практически независимо от его уровня благосостояния, наблюдая взлет цен на определенные товары и услуги, делал для себя соответствующие выводы. Например, кто-то предполагал снизить потребление сливочного масла, а кто-то отдыхать на Канарских островах не два раза, а один раз в год. В этом проявлялась связь между ценой и потреблением: когда цена блага растет, предъявляемый на него спрос падает. Эту зависимость называют законом спроса.

Почему так происходит? Во-первых, благо становится дороже по отношению к другим благам, цена которых, предположим, не меняется. Люди тогда переключаются на потребление благ с постоянными ценами, если они хоть как-то могут заменить подорожавшую продукцию (например, вместо импортного масла приобретается отечественный маргарин). В этом случае мы сталкиваемся с эффектом замены как реакцией на повышение цены.

Во-вторых, после повышения цены люди чувствуют себя беднее. Они не могут позволить себе покупать столько же на имеющиеся у них деньги. Покупательная способность их дохода (их реальный доход) падает. В этом случае мы сталкиваемся с эффектом дохода как реакцией на повышение цены.

Разумеется, закон спроса действует не только в случае повышения цены. Если цена какого-либо блага падает, то предъявляемый на него спрос растет. Люди переключаются на потребление данного блага с товаров-заменителей (эффект замены) и могут позволить себе покупать больше данного товара на те же деньги (эффект дохода).

Таким образом, закон спроса утверждает, что предъявляемый на благо спрос снижается в случае роста цены блага и увеличивается в случае снижения цены блага.

Эффект замены показывает как относительное изменение цены влияет на величину спроса на благо в результате его подорожания или удешевления относительно других благ.

Эффект дохода показывает как изменение цены влияет на величину спроса на благо в результате повышения или понижения реального дохода потребителя.

Количественные значения изменений величины спроса вследствие падения или роста цены блага зависят от размеров эффектов замены и дохода. Воздействие эффекта замены определяется преимущественно числом и близостью товаров-заменителей. Так, например, если потребители легко готовы переключиться с колумбийского кофе на турецкий чай, то даже незначительное повышение цены колумбийского кофе существенно уменьшит величину предъявляемого на него спроса. И, наоборот, если потребители с трудом готовы отказаться от привычки пить хороший кофе по утрам и заменить его другими напитками, то повышение цены кофе снизит спрос на него на значительно меньшую величину.

Влияние эффекта дохода зависит преимущественно от доли дохода, расходуемого на данное благо. Чем большую долю своего дохода потребитель тратит на какое-либо благо, тем больше будет влияние изменения цены на его реальный доход. Следовательно, изменение цены блага, расходы на которое занимают большую долю в бюджете потребителя, существенно влияет на величину спроса, и наоборот. Например, чем больше в семейном бюджете приходится на закупки мясных изделий, тем с большей вероятностью рост их цен вызовет значительное снижение объёма спроса на них.

Эффекты замены и дохода играют ключевую роль в объяснении поведения потребителей и предъявляемого ими спроса. Здесь мы лишь обозначили эти понятия. Нам предстоит рассмотреть их более подробно и строго в главе 3.

До сих пор мы пользовались понятием «спрос» как не требующим разъяснений. На самом деле здесь могут возникнуть недоразумения. Дело в том, что в обиходном употреблении спрос часто используют как синоним потребностей. А это совсем неверно. У человека может быть сильная потребность заполучить картину Рафаэля или «Мерседес-600», однако это не спрос. О том, что этот человек предъявляет спрос на эти блага можно говорить только том случае, если у него вдобавок к желанию есть еще и средства их приобрести (см. вставку 2.1).

Таким образом, спрос есть количество блага, которое потребитель не только желает, но еще и в состоянии купить по данной цене в данный период времени.

Изменения цены и движение по кривой спроса. Представим себе двух потребителей, предъявляющих спрос на какое-либо благо при каждой данной его цене. Если мы наполним это представление цифрами, то получим значения спроса этих индивидов (таблица 2.1.). Если допустить, что в нашей условной экономике только два потребителя данного блага, то, сложив значения их спроса, получим значения рыночного спроса в отличие от их индивидуального спроса.

Индивидуальный спрос это количество блага, которое отдельный потребитель желает и в состоянии купить по данной цене в данный период времени.

Рыночный спрос это количество блага, которое все его потребители желают и в состоянии купить по данной цене в данный период времени.

Стоит заметить, что спрос не равнозначен покупке. Так, по цене 10 денежных единиц потребитель II готов в принципе купить 2 единицы блага, но это совсем не означает, что он их реально покупает.

На рис. 2.1 по данным таблицы 2.1 построены индивидуальные кривые спроса (кривые спроса потребителей I и II D 1 и D 2, соответственно) и рыночная кривая спроса D, полученная путем горизонтального суммирования индивидуальных кривых спроса. Цена обозначается латинской буквой Р и выражена в неких абстрактных денежных единицах (д.е.), объём спроса - количество какого-либо блага (Q). Цена традиционно откладывается по вертикальной оси, а количество по горизонтальной.

Таблица 2.1

Индивидуальный и рыночный спрос

  Цена, д. е. Объём спроса потребителя I,шт. Величина спроса потребителя II, шт. Объём рыночного спроса, шт.
a b c d        

Кривые спроса убывают слева направо (имеют отрицательный наклон). Этот факт отражает закон спроса. Часто кривые спроса отображаются на графиках в виде прямых линий, хотя по-прежнему именуются кривыми. Это связано, во-первых, с тем, что использование прямых линий вместо кривых значительно упрощает математический аппарат, во-вторых, с тем, что когда рассматривается небольшой отрезок на кривой спроса, то этот отрезок дуги можно условно считать прямой линией.

Рис. 2.1. Кривые индивидуального и рыночного спроса

Прочие влияющие на спрос факторы и сдвиги кривой спроса. Однако спрос определяется не только ценой того блага, на которое он предъявляется. На спрос влияют еще и следующие факторы:

1. Цены и доступное количество товаров-заменителей (их часто называют товары или блага-субституты).

Мы уже сталкивались с этим понятием, когда рассуждали об эффекте замены. Однако там эти товары характеризовались с точки зрения того, как их наличие и близость по своим способностям заменять в удовлетворении определенной потребности данное благо влияют на спрос на данное благо в случае изменения его цены. Теперь же мы подходим к ним с другой стороны. Допустим, что цена рассматриваемого нами блага не меняется, а меняется цена товара-заменителя. Как этот факт отразится на спросе, который предъявляется на рассматриваемое благо? Понятно, что рост цены пепси-колы повышает спрос на квас, хотя цена кваса не меняется, и наоборот.

Товары-заменители блага, которые удовлетворяют одну и ту же потребность потребителя. П овышение цены на одно из них ведет к увеличению спроса на другое, и наоборот.

2. Цены и количество дополняющих товаров (эти товары иногда именуют комплементарными благами).

Примером таких товаром могут служить, например, горчица и сосиски. Ясно, что чем выше цена сосисок, тем меньше спрос на горчицу, и наоборот.

Товары являются дополняющими тогда, когда они потребляются совместно; при этом рост цены на один из них ведет к снижению спроса на другой, и наоборот.

3. Доход потребителей.

С ростом доходов спрос на большинство благ растет. Это так называемые “ нормальные блага”. В период до августа 1998 г. в России особенно быстро рос спрос на импортную бытовую технику и компьютеры со стороны тех домохозяйств, чьи доходы существенно выросли по сравнению с началом 90-х годов. В 2000 г. этот рост возобновился.

Таким образом, нормальные блага это такие блага, спрос на которые растет с ростом доходов потребителей.

Однако многие блага не попадают в эту категорию. Это так называемые “ низшие блага ”. Так, даже если кто-то станет богаче Березовского, то от этого он больше соли в суп класть не станет. Весьма вероятно также, что он заменит утренний бутерброд с килькой на бутерброд с осетриной, следовательно, спрос на кильку сократится в результате увеличения доходов.

Низшие блага это такие блага, спрос на которые падает по мере роста доходов потребителей.

4. Вкусы потребителей.

Чем более желательными являются блага с точки зрения людей, тем выше спрос на них. Многие вкусы меняются достаточно быстро под воздействием моды, рекламы, заботы о здоровье.

5. Ожидание будущих изменений цен.

После августа 1998 г. ожидание повышения цен на большинство товаров вызвало стремление населения закупать их впрок, впервые после 1992 г. появился так называемый «ажиотажный спрос». Особенно резко возрос (правда, на очень непродолжительный период) спрос на товары длительного хранения и длительного пользования. Таким образом, ожидание повышения цен вызывает увеличение спроса, и наоборот. Например, во второй половине 1998 г. многие из тех, кто мог и хотел приобрести недвижимость, отложили свои покупки, так как ожидали дальнейшего падения долларовых цен на нее.

Теперь подведем некоторые итоги. Для нас принципиально важно отличать изменение величины спроса от изменений в спросе. Изменение величины спроса на благо имеет место тогда, когда в результате изменения цены блага происходит движение по кривой спроса.

При этом положение самой кривой спроса не меняется. Это движение в зависимости от изменения цены блага и отражено в законе спроса.

Изменение в спросе на благо имеет место тогда, когда происходит сдвиг самой кривой спроса.

Это происходит под воздействием изменений факторов, перечисленных выше в пунктах 1-5. Разумеется, этот перечень не исчерпывающий, при желании его можно и продолжить (см. вставку 2.2).

Кривая спроса на благо сдвигается влево, когда все прочие изменения, кроме изменений цены данного блага, приводят к сокращению спроса на него, и, соответственно, кривая спроса сдвигается вправо, когда таковые изменения приводят к увеличению спроса на это благо. Эти сдвиги влево-вправо показаны на рис. 2.2. (из положения D 1 в положения D 3 и D 2, соответственно). Обратите особое внимание на то, что все сдвиги происходят при неизменной цене самого блага (на рис. 2.2 Р g = 4).

Рис.2.2. Изменения в спросе

Функция спроса. Теперь немного самой элементарной математики. Введем понятие «функция спроса».

Функция спроса выражена уравнением, показывающим количественную зависимость между предъявляемым на благо спросом и всеми определяющими его факторами.

Функцию спроса можно записать как:

Q D = f (P g, P s, P c, I, T, P e)

Здесь Q D спрос на благо, который есть функция от P g реальной цены данного блага (ее изменения и порождают движение по кривой спроса), а также от P s цены товаров-заменителей, P c цены дополняющих товаров, I дохода покупателей, T вкусов покупателей, P еg ожидаемой цены данного блага (изменения которых определяют сдвиги самой кривой спроса).

Функцию спроса можно представить в сокращенной форме, только как зависимость от реальной цены данного блага. При этом эта функция может быть записана как в виде кривой, например, правильной гиперболы (уравнение 2.1) или прямой линии (уравнение 2.2). Линейная функция спроса представлена с некими условными числовыми значениями (уравнение 2.3) и изображена на рис. 2.3.

Q D = 1/ P (2.1)

Q D = а bP (2.2)

Q D = 60 4P (2.3)

Рис.2.3. Линейная функция спроса для уравнения 2.3.

Нам осталось лишь указать на то, что экономисты значения функции (в данном случае спроса) откладывают на оси абсцисс, а значения аргумента (в данном случае цены блага, на которое предъявляется спрос) на оси ординат. Такое графическое представление создает на первых шагах известные неудобства, но к нему можно быстро привыкнуть.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: