Цель этой книги — помочь всем, кто занимается переговорами, глубже осознать сущность переговорного процесса. Улучшить качество переговоров можно, только объединив за столом переговоров теорию и практику.
В ходе наших исследований мы обнаружили, что люди, профессионально занимающиеся переговорами, придают очень большое значение их планированию и предварительной подготовке. Одна из сложностей, возникающих при подготовке переговоров, связана с тем, что еще не ясны их конечные цели. В случае переговоров домашние заготовки включают столько разных дел, связанных с множеством людей, что постепенно теряют всякий смысл и превращаются в пустые фразы. В этом деле нет ни четких ориентиров, ни общепринятых стандартов.
Такое положение абсолютно неприемлемо, особенно если переговоры связаны с большими суммами денег. Необходимо заранее подготовить общую схему действий, работая в соответствии с которой мы имели бы право сказать: «Я хорошо выполнил свою работу. Я задавал вопросы, которые следовало задавать, и отвечал на те вопросы, на которые можно было ответить осмотрительно».
|
|
Перед тем как составлять план будущих действий, мы должны четко представить себе, из каких частей он будет состоять. В предлагаемой трехмерной модели планирования мы предлагаем новый подход к этой проблеме. Если мы стремимся к оптимизации действий, нам необходимо проделать несколько предварительных операций. Мы должны наиболее эффективно организовать нашу работу Я убежден, что организовать процесс так, чтобы выиграть, не очень трудно и это не очень дорого стоит В этой главе вы найдете практическую программу эффективного проведения переговоров.
СТРАТЕГИЯ
Я спросил его: «Чем ты занимаешься?» — «Я делаю деньги», — сказал он. «Но что именно ты делаешь?» — «Все, что приносит доход», — ответил он. Я покачал головой и покинул его яхту. «Какая же это стратегия?»
Неизвестный автор
Их план простой:
Схватить, что можно... И удержать любой ценой.
Вордсворт
Под стратегическим планированием мы понимаем долгосрочные планы и ценности; под тактическим планированием — повседневные дела, способы их осуществления (например, приглашение водопроводчика). Продуманная стратегия может быть сведена на нет слабой тактикой; с помощью хорошей тактики можно оптимально использовать слабую стратегию. Опытные участники переговоров свободно владеют и стратегией, и тактикой.
ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ - ТРЕХМЕРНЫЙ ПОДХОД
Планирование имеет три измерения: стратегическое, административное и тактическое. Стратегическое планирование посвящено долговременным деловым целям. Административное планирование — это привлечение нужных людей, поиск нужной информации и подготовка благоприятной для переговоров обстановки. Под тактическим планированием подразумевается поиск наилучших путей достижения успеха за столом переговоров.
|
|
На табл. 3 показано, что самые главные стратегические решения всегда связаны с товарно-рыночными отношениями. В то же время тактические решения обеспечивают необходимую «фронтовую полосу» — немедленную реакцию в процессе переговоров — и представляют собой средства для достижения цели.
В этой главе мы займемся самой существенной фазой планирования — стратегическим планированием. Мы начнем с анализа четырех аспектов стратегии. Это: 1) глобальные цели товарного рынка; 2) поиск фактов; 3) анализ стоимости и 4) принятие решений. Далее мы посмотрим, как занимаются планированием в большой корпорации, и закончим главу некоторыми советами покупателям и продавцам. Мы не будем обсуждать здесь проблемы административного планирования. Коснемся лишь самых очевидных: чтобы получить хорошие результаты во время переговоров, надо подготовить все заранее. Сплошь да рядом эта необходимая работа откладывается до последней минуты.