Советуем прочитать. 1. Каган М. С. Морфология искусства: Ист.-теорет

1. Каган М. С. Морфология искусства: Ист.-теорет. исслед-е внутр. строения мира искусств. Ч. 1; 2; 3. -П., 1972.

2. Александрова Н. В, Диалоги искусств; Учеб. пособие по курсу «Культурология». - Мн., 2001.

3. Лосев А. Ф. Форма. Стиль. Выражение. - М., 1995.

4. Иоффе И. И. Синтетическая история искусств. Введение в историю художественного мышления. —П., 1933.

Архитектура

Архитектура (зодчество) — вид искусства, основанный на проектировании и создании зданий, сооружений и комплексов, нацеленый на эстетическое оформление и организацию пространственной среды человека.

Архитектура представлена совокупностью всех мировых построек, территориальной застройкой, комплексом сооружений, сборным зданием, особым зданием, открытым или закрытым помещением. В ней проявляется перенесение функциональности здания в сферу его художественного оформления. Здание получает в своем оформлении целостный образ, наделенный художественностью.

Еще в I веке н. э. Витрувий считал, что архитектура должна создаваться на основе единства красоты, пользы и прочности. Прекрасным будет то здание, где эти три компонента соблюдены и находятся в гармонии друг с другом. Со временем происходит переоценка подхода к красоте здания. Классическая симметричность фасада постепенно приходит в противоречие с критерием пользы. Поэтому на рубеже XIX и XX веков рождается новый принцип архитектурности «изнутри-наружу», наиболее ярко представленный в модерне. Модерн начинает с декора и форм отделки, потом переключается на форму здания вообще. Далее модернизация связана с использованием новых материалов, что привело к переосмыслению таких средств выразительности, как цвет, орнамент, материал.

Архитектура изначально пространственна. Человек модулирует с помощью различных материалов желаемое для себя пространство, организуя его по своим законам. Поскольку архитектура несет в себе образ желаемой человеком среды, то ее можно считать носителем человеческой субъективности.

Архитектура способна «записывать на себе» течение времени. Руины выстраивают череду событий, свидетелем которых им пришлось стать.

Архитектура многообразна по жанрам. Греческая античность в качестве главного типа сооружений имела храм, в котором жили боги. Римская античность начала строить здания светского и развлекательного характера. Средневековье воздвигало могучие крепости для защиты земной жизни человека и возвышенные храмы для его духовной судьбы. Новое время значительно расширяет прикладной спектр архитектурных сооружений от монументальных арок и мостов до общественных зданий самого разного назначения и жилых домов.

Позднее, в XIX веке, возникает новый тип сооружения - особняк, который несет в себе уже выраженное индивидуальное начало.

Художественная значимость архитектуры проявляется в ее способности отражать и запечатлевать специфику культуры, дух времени своего создания. Архитектура - отражение специфики жизни людей в данное время в данном месте. Кроме того, в архитектуре осуществляется синтезирование разных видов искусства, что делает ее способной воплощать ценостные ориентиры эпохи. Наиболее ярко это проявляется в архитектурных стилях. Всякий архитектурный стиль (барокко или классицизм, романский или модерн) воплощает в себе некую идею, основанную на представлении людей о


мире, в котором они существуют. Например, основной идеей Древнего Египта была Вечность. Архитектура этого периода проявляет стремление египтян преодолеть изменения во времени, остановить его разрушающее действие. Поэтому говорят, что египетские пирамиды разрушают время.

Эстетика восприятия архитектурных сооружений чаще всего имеет социальные корни. Сегодня архитектура тяготеет к таким проектам, которые охватывают собой не просто архитектурный комплекс, а целый район города или даже весь город. Это свидетельствует о расширении той идеальной «модели мира», которая воплощается человеком архитектурными средствами. Ее выразительность наполняется новыми объемами и гигантскими масштабами. Все эти процессы протекают на фоне интереса к деталям. Изобретение каркасной системы, большеразмерного стекла, новых синтетических материалов, не уступающих по прочности и экономичности традиционным дереву, металлу и камню, значительно расширило именно художественно-эстетические возможности архитектуры в XX веке. Архитектура может быть представлена монументальными или малыми строениями. С течением времени интерес к художественным возможностям заметно тяготеет в сторону деталей, декора.

Архитектура малых форм представлена небольшими сооружениями, которые используются для организации открытых пространств и дополнения архитектурно-градостроительных или садово-парковых комплексов. К ней относят фонтаны, лестницы, ограды, надгробья, стелы, фонари, киоски, рекламные щиты и т. д.

Средствами выразительности архитектуры являются композиция, тектоника, масштаб, пропорция, ритм, пластика объемов, фактура и цвет материала, синтез искусств.

Попытки преодоления вечности и монументальности архитектуры предпринимались давно. Например, со времен Анны Ивановны существует недолговечная ледяная архитектура. Именно она построила на Неве первый ледяной дворец, где изо льда была вырублена баня, которая «топилась» ледяными дровами.

Эстетика архитектуры связана с тем, что именно в архитектуре, в силу ее долговечности и масштабности, как ни в каком другом виде искусства выражается основная идея и специфика образа жизни конкретной эпохи.

О великих цивилизациях вспоминают по зданиям, а не по войнам или торговле.

Джонсон

Архитектура не заканчивается - она лишь непрерывно изменяется.

Вальтер Гропиус

Ни в одной области нет более тесной связи между техникой и искусством, чем в архитектуре.

Саржер

Понятие тоски соединено с понятием тесноты, лишением человека пространства.

Борис Лихачев

Архитектура - та же летопись мира, она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания и когда ничто уже не говорит о погибшем народе.

Николай Гоголь


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: